Основные размеры барабана буровой лебедки - диаметр и длина его бочки. Диаметр барабана Dб определяется в зависимости от диаметра каната dк.
Dб=(18÷25)dк (12.57)
Для лебедок большой мощности с большим числом спусков и подъемов колонн
Dб≥20dк. (12.58)
Длина барабана лебедки (lб) выбирается при условии плотной укладки каната и минимальном износе. По мере отхода каната от средней линии к реборде (рис. 12.8) возрастает горизонтальная составляющая его натяжения и соответственно плотность укладки. И, наоборот, при отходе каната от реборды плотность его укладки уменьшается. Рис. 12.8. Отклонение каната при навивке на барабан Длина барабана lб=2H0·tgα, (12.59) где Н0 - расстояние от оси барабана до кронблока; α - угол отклонения каната (угол девиации), который рекомендуется принимать в пределах 45'-1°. |
При бурении нефтяных и газовых скважин ориентировочно длину барабана выбирают в зависимости от его диаметра в пределах
lб=(1,5÷2,2)Dб (12.60)
Расчетная канатоемкость барабана определяется длиной каната, навитого на барабан при верхнем положении талевого блока
Lк=uт.с·Н+πDбnз (12.61)
где uт.с - число подвижных струн талевой системы; Н - расстояние от пола буровой вышки до оси кронблока, м; nз - число запасных (не сматываемых при спускоподъемных операциях) витков каната на барабане. В соответствии с правилами безопасности число витков при нижнем положении крюка должно быть не менее трех (nз≥3).
Число витков каната в одном слое навивки
(12.62)
где а=1,05÷1,1 - коэффициент, учитывающий зазоры между витками и поперечную деформацию каната.
Длина каната по слоям навивки (рис. 12.9) lк1=πnв(Dб+bdк)
Рис. 12.9. Расположение слоев каната на барабане. |
Общая длина каната на барабане при z слоях навивки
LкΣ=πnв(Dбz+z2bdк), (12.64)
где z≤3 - рекомендуемое число слоев навивки каната на барабане (в верхнем рабочем положении талевого блока), так как при большем числе слоев возрастает износ каната; b=0,90÷0,93 - коэффициент, учитывающий уменьшение расстояния между слоями вследствие деформации каната при навивке.
Общая длина каната для оснастки талевой системы буровой установки при бурении на нефть и газ
(12.65)
где Dш - диаметр шкива талевой системы, м; l0 - длина каната, не сматываемая на барабан при нижнем положении крюка, т.е. запасная длина
l0=n3π(Dб+dк) (12.66)
Здесь согласно РД 39-22-617-81 «Единые нормы техники безопасности на разработку основных видов нефтегазодобывающего оборудования» (МНП, 1982) n3≥5 число запасных витков каната на барабане (обычно l0=10÷15м).
Расчетная канатоемкость определяет минимально допустимый диаметр реборд барабана. Фактическая предельная канатоемкость барабана лебедки обычно значительно выше рабочей, поскольку окончательно диаметр реборд устанавливается в зависимости от размера тормозных шайб.
Диаметр тормозных шайб Dт.ш. выбирают в пределах
Dт.ш.=(1,8÷2,5)Dб (12.67)
После того, как определены основные размеры барабана, производится расчет напряжения сжатия в стенке барабана лебедки. При навивке каната в стенках бочки барабана возникают напряжения сжатия, изгиба и кручения.