Применение раздвижного фрезера ФКР-168
Фрезер раздвижной ФКР-168 предназначен для вырезания участка обсадной колонны диаметром 168 мм в любом интервале ствола скважины.
Фрезер ФКР-168 состоит из корпуса, вала, расположенного внутри корпуса, поршня, переводника, лопастей, решетки с иглой и центраторов (рис. 39). Присоединительная резьба между корпусом 8 и переводником 13 — МК 116 6 1:16, присоединительная резьба между переводником и верхним центратором 2 — 3-102, присоединительная резьба между корпусом и нижним центратором 3 — 3-102.
Рис.39 Фрезер
колонный раздвижной ФКР-168
1 — Клапан обратный; 2 — Центратор верхний; 3 —
Центратор нижний; 4 — Вал; 5 — Палец; 6 — Втулка вала; 7 — Втулка упорная; 8 —
Корпус; 9 — Игла; 10 — Крышка; 11 — Стопорный винт; 12 — Лопасть; 13 —
Переводник; 14 — Поршень; 15 — Решетка; 16 — Пружина
Лопасти 12, армированные твердосплавным вооружением, крепятся с помощью пальцев 5 и стопорных винтов 11 в пазах корпуса. В вал вставлена втулка 6, в центральное отверстие которой входит игла 9, присоединенная с помощью контргаек к решетке 15. На вал 4 навернут поршень 14, на который крепится контргайкой крышка 10, одновременно крепящая втулку.
Технические данные фрезера ФКР-168
Наружный диаметр корпуса на основной длине, мм |
138 |
Наружный диаметр по направляющим центраторов, мм |
141; 144 |
Максимальный диаметр выдвигаемых лопастей, мм |
212 |
Длина фрезера, мм |
1740 |
Присоединительная резьба по ГОСТ 28487-90, муфта |
3-102 |
Принцип действия фрезераФКР-168
Промывочная жидкость подается по бурильным трубам во внутреннюю полость корпуса. Так как отверстие внутри втулки, частично перекрытое иглой, имеет малый диаметр, создается избыточное давление, которое давит на поршень и двигает вал вниз, сжимая пружину 16. За счет специального профиля вала происходит выдвижение лопастей наружу.
В конце хода вала, при полном раскрытии лопастей, игла выходит из отверстия втулки, вследствие чего происходят перепускание жидкости через это отверстие и падение давления на 20—30 атм., которое фиксируется на манометре стояка. При прекращении подачи жидкости пружина разжимается и лопасти возвращаются в транспортное положение.
Режимы отработки
Рекомендуемая осевая нагрузка, т |
3...6 |
Рекомендуемый расход: |
|
Рекомендуемый перепад давления: |
|
Рекомендуемая частота вращения ротора, об/мин |
38...42 |
Порядок работы фрезера ФКР-168
- перед спуском фрезера в скважину необходимо провести шаблонирование обсадной колонны и локацию муфт;
- по результатам шаблонирования выбираются подходящие по диаметру центраторы 2 и 3, на боковой поверхности которых выбит образуемый ими диаметр;
- при подготовке фрезера к работе необходимо докрепить все резьбовые соединения машинными ключами, произвести оп-рессовку фрезера (проверка раскрытия лопастей и возврата их в транспортное положение);
- собрать следующую рекомендуемую компоновку: ФКР-168 с центраторами, обратный клапан, УБТ диам.105 мм — 10м, центратор, УБТ диам. 105 мм — 100... 120 м, СБТ-73 или 89 мм — остальное;
- спустив инструмент до участка фрезерования колонны (0,5...1 м ниже муфты), обеспечить вращение ротора в пределах 38...42 об/мин, запустить насос, плавно доведя производительность до 8...8,5 л/с (перепад давления в самом фрезере 40...45 атм.);
- врезку в обсадную колонну производить на весу (не допускается перемещение инструмента вдоль ствола скважины);
- при полном раскрытии лопастей игла выходит из отверстия втулки, что приводит к падению давления на стояке на 20—30 атм., сигнализируя об окончании процесса врезки;
- ориентировочное время врезания в колонну — 0,5...1 час (при толщине стенки 8 мм);
- после завершения врезания в колонну плавно увеличить расход промывочной жидкости до 12... 13 л/с, при этом перепад давления во фрезере составит 27...30 атм.;
- начать фрезерование колонны, выдерживая рекомендуемые режимы;
- фрезерование продолжать до полной сработки лопастей или до достижения проектной глубины;
- при необходимости дальнейшего фрезерования после смены лопастей спустить инструмент на 0,3...0,5 м выше полученного в скважине уступа, включить ротор, затем плавно запустить насос и продолжить фрезерование.
Особенности эксплуатации фрезеров ФКР-168
- применение роторной компоновки;
- спуск ФКР-168 в скважину производить со скоростью не более 0,5 м/с;
- в связи с наличием в компоновке обратного клапана 1, предотвращающего попадание во внутреннюю полость фрезера грязи, при спуске каждые 500 м необходимо производить долив инструмента, при этом не превышать расход выше 4 л/с и не вращать инструмент;
- при врезании в обсадную колонну не допускать перемещения инструмента вдоль ствола скважины;
- при падении механической скорости постепенно увеличивать нагрузку на инструмент (кратковременная максимальная нагрузка — 8 т), поддерживая скорость фрезерования в пределах 0,4...0,7 м/ч;
- при «законтривании» инструмента в процессе фрезерования необходимо сразу снизить осевую нагрузку на инструмент для предотвращения деформации лопастей;
- не допускается поднимать инструмент выше места врезки в обсадную колонну при включенном насосе;
- не допускать резкую загрузку фрезера;
- не оставлять загруженным фрезер, включать ротор или насос при загруженном инструменте;
- по окончании работы произвести полную разборку, ревизию, смазку и сборку фрезера.
В табл. 23 приведены ориентировочные расчетные давления на манометре стояка, в зависимости от глубины врезки, при использовании бурильных труб диаметром 73 или 89 мм (без учета потерь давления в УБТ) на различных стадиях работы фрезера ФКР-168.
Таблица 23
Глубина |
Расход |
Давление |
Давление |
Расход при |
Давление |
1000 |
|
65...70 |
35...40 |
|
80 |
1500 |
8...8,5 |
75...80 |
45...50 |
12...13 |
100 |
2000 |
|
85...90 |
55...60 |
|
120 |