Стадии инженерно-геологических изысканий при строительстве трубопроводов
Трубопроводный транспорт является весьма эффективным при перемещении жидких, газообразных и твердых веществ как на небольшие расстояния, в пределах промышленных комплексов и районов (водо-, рассоло-, кислото-, пневмо-, пульпопроводы), так и на расстояния, исчисляемые тысячами километров (газо- и нефтепроводы). Вследствие этого строительство трубопроводов приобрело широкий размах. Достаточно указать на сооружение серии крупнейших магистральных газо- и нефтепроводов Западная Сибирь — европейская часть России — Европа.
Трубопроводам присущи некоторые особенности, которые отражаются на методике инженерно-геологических изысканий. Обычно трубопроводы передают незначительную нагрузку на основание (не более 0,02-0,03 МПа), однако весьма чувствительны к механическим и температурным деформациям, геоэлектрическим полям, физико-химическим взаимодействиям с грунтами.
В процессе разработки схемы размещения и развития отраслей народного хозяйства, включающей систему трубопроводного транспорта, пользуются накопленной инженерно-геологической информацией (этап I изысканий). Инженерно-геологические изыскания для магистральных трубопроводов, как и их проектирование, ведут в две стадии. Стадии проекта соответствуют инженерно-геологические изыскания, проводимые сначала на намеченных вариантах трассы трубопровода (этап IIа), а затем на выбранной трассе (этап IIб).
Для стадии рабочей документации (этап III) инженерно-геологические изыскания ведут только на участках индивидуального проектирования или перетрассирования, а также на местах размещения сооружений.
Общее направление трассы магистрального трубопровода, определенное в схеме развития и размещения, при его проектировании должно получить отражение в конкретной трассе трубопровода, обоснованной вариантными проработками технико-экономического и экологического характера. Они базируются на информации (в том числе — инженерно-геологической) о перспективных вариантах. Для ее получения инженерно-геологические изыскания, выполняемые с целью обоснования проекта, сосредоточивают сначала на перспективных вариантах, а затем на выбранном варианте трассы.