Возможные неисправности агрегата ЗИФ-1200А и способы их устранения
Неисправности могут возникать в процессе эксплуатации бурового агрегата ЗИФ-1200А в результате естественного износа деталей или неправильного обслуживания и ухода за агрегатом. Небрежная сборка узлов при текущих ремонтах и осмотрах, осуществляемая неопытным персоналом, плохо знающим конструкцию агрегата, неправильная регулировка механизмов часто являются причиной нарушения нормальной работы агрегата.
Обнаруженные в процессе работы агрегата неисправности должны устраняться немедленно. Своевременное устранение неисправностей позволит предотвратить более серьезное повреждение узла и необходимость проведения трудоемких работ по его ремонту.
При возникновении неисправности никогда не следует разбирать узел без твердой уверенности в том, что разборка его необходима. Всякая разборка может нарушить приработку деталей, посадку деталей в узле и даже привести к повреждению отдельных деталей, особенно если она производится неквалифицированными людьми, плохо знающими конструкцию агрегата и способы сборки и разборки узлов.
Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся неисправности узлов агрегата и способы устранения этих неисправностей.
Причина неисправности |
Способ устранения неисправности |
1. Станок | |
При бурении и спуско-подъемных операциях станок вибрирует | |
1. Рама станка раскачивается на фундаменте | |
Ослабло крепление рамы на фундаменте, отвернулись гайки фундаментных болтов |
Затянуть гайки фундаментных болтов |
2. Станина станка раскачивается на раме | |
Ослабло крепление станины на раме |
Проверить действие механизма крепления станка. Обеспечить одновременный зажим станины на раме посредством регулировочных тяг и подбора прокладок под опору эксцентриков |
3. Траверса вращателя раскачивается в крайнем верхнем положении | |
а) Износились втулки направляющих штоков в корпусе вращателя б) Ослабло крепление направляющих-штоков в траверсе |
а) Сменить втулки направляющих штоков |
Неисправности лебедки и тормозного устройства | |
1. При переводе рукояток тормозов в крайнее включенное положение пробуксовывает тормозной шкив или тормозная шайба | |
а) Тормозные накладки колодок пропитались маслом б) Недостаточен ход эксцентрика рукоятки для полной затяжки колодками тормозного шкива и тормозной шайбы |
а) Разобрать тормоза, промыть накладки керосином и просушить или выжечь
масло из накладок паяльной лампой |
2. При спуске элеватора (фарштуля) талевый канат не разматывается | |
Передняя или задняя колодки тормоза спуска в отторможенном положении касаются поверхности тормозного шкива барабана |
Отрегулировать зазор между колодками и тормозным шкивом в отторможенном положении |
3. Проникновение воды из системы охлаждения в камеры подшипников барабана и вала лебедки | |
В камеры подшипников барабана и вала лебедки попадает вода |
Разобрать уплотняющее устройство водяного охлаждения, прочистить отверстия от грязи и при необходимости сменить манжетные уплотнения |
Неисправности фрикциона станка | |
1. При нормальной нагрузке фрикцион не передает вращения | |
а) На поверхности дисков трения попало масло б) Износились фрикционные кольца ведущих дисков |
а) Разобрать фрикцион, промыть диски в керосине и просушить |
2. При включенном электродвигателе станка выключенный на продолжительное время фрикцион греется | |
Мал ход выключения дисков |
Увеличить ход выключения дисков регулировкой тяги управления выключения фрикциона |
Неисправности коробки скоростей | |
1. Сильно нагревается корпус коробки скоростей | |
Масло залито в корпус выше установленного уровня |
Слить излишек масла |
2. Перевод рукоятки механизма переключения скоростей требует при переключении больших усилий | |
а) Раскрошился шарик фиксации валика механизма переключения, образовались задиры на валиках и в подшипниках б) Ослабло крепление вилок на валиках стопорными винтами |
а) Разобрать механизм переключения, заменить фиксирующий шарик,
зачистить валики и подшипники от задиров |
3. При повороте из одного крайнего положения в другое рукоятка переключения не устанавливается в нейтральное положение | |
Раскрошился блокировочный шарик, образовались задиры на валиках |
Разобрать механизм переключения, заменить блокировочный шарик и зачистить валики от задиров |
4. Переключение рукоятки включения лебедки и вращателя требует больших усилий | |
На зубцах передвижной муфты и внутренних венцов шестерен образовались забоины |
Разобрать коробку скоростей и удалить забоины на зубцах муфт |
Неисправности вращателя и патронов | |
1. Штанга при бурении проворачивается в патронах и перемещается в шпинделе вдоль оси | |
Износилась насечка зажимных кулачков или кулачки не соответствуют размеру зажимной штанги |
Проверить насечку кулачков и соответствие их размеру штанги, при необходимости заменить кулачки |
2. Коническая пара вращателя сильно шумит при работе | |
Нарушена правильность зацепления конической пары |
Отрегулировать зацепление путем изменения толщины набора регулировочных прокладок (см. "Разборка и сборка узлов станка") |
3. При бурении разбиваются сальники гидравлических цилиндров вращателя и масло выходит наружу | |
Направляющие штоки установлены неправильно |
Отрегулировать установку направляющих штоков разворотом эксцентриковых втулок в траверсе так, чтобы траверса опускалась вниз из крайнего верхнего положения в нижнее под действием собственного веса (см. "Разборка и сборка узлов станка") |
4. Один из цилиндров вращателя сильно нагревается | |
Одно или несколько поршневых колец заело в канавках поршня, поршневое кольцо сломалось |
Вынуть поршень из цилиндра, проверить посадку колец в канавках поршня, при необходимости устранить заедание припиловкой. Если кольцо сломалось, заменить его новым |
Неисправности гидросистемы станка | |
1. При включении маслонасос не подает масло в гидросистему | |
а) Уровень масла в баке ниже допустимого |
а) Долить масло в бак до рабочего уровня |
2. Маслонасос работает, но не дает максимального давления | |
а) Предохранительный клапан срабатывает при давлении в гидросистеме
ниже 45 — 46 атм |
а) Настроить предохранительный клапан на давление 45 — 46 атм |
3. При работающем маслонасосе давление в гидросистеме не снижается до нуля | |
При повороте маховичка регулировки давления масла в гидросистеме против часовой стрелки игла дросселя упирается в подвижную гайку сальника раньше, чем игла откроет отверстие в диафрагме на нужную величину |
Пополнить количество набивки в сальнике дросселя |
4. С повышением давления в гидросистеме указатель давления на забой или манометр не дает показаний | |
Засорилось отверстие демпфера |
Снять манометр или указатель давления на забой и прочистить отверстие демпфера |
5. Резкое гудение в маслопроводе при повышении давления | |
Большое количество воздуха в масле гидросистемы вследствие подсоса воздуха |
Устранить подсос воздуха, переработанное в эмульсию масло заменить. |
2. Привод | |
Неисправности магнитной станции | |
1. Рубильник, подключающий магнитную станцию к питающей электросети включен, но вольтметр не показывает напряжения | |
а) Отсутствует напряжение в питающей линии |
а) Проверить и подать напряжение на линию |
2. Вольтметр показывает напряжение, но не все электродвигатели включаются | |
а) Сработала тепловая защита магнитного пускателя электродвигателя.
Сгорела плавкая вставка предохранителя на одной фазе в цепи
электродвигателя |
а) Нажать и отпустить кнопку "Возврат" у магнитного пускателя.
Поставить новую плавкую вставку |
3. Не горит местный свет | |
Не включен выключатель местного света |
Включить выключатель местного света |
Неисправности магнитного пускателя | |
1. При нажатии на кнопку "Пуск" магнитный пускатель не включается | |
а) Повреждена или сгорела втягивающая катушка |
а) Проверить и при необходимости перемотать или заменить втягивающую
катушку |
2. Втягивающая катушка магнитного пускателя сильно нагревается | |
а) Во втягивающей катушке образовалось межвитковое замыкание |
а) Заменить катушку исправной |
3. Магнитный пускатель ненормально гудит | |
а) Плохо затянуты винты, крепящие сердечник и подвижную систему |
а) Проверить и подтянуть винты |
4. При нажатии на кнопку "Стоп" магнитный пускатель не отключается | |
а) Неправильно соединен пускатель |
а) Проверить и соединить правильно |
Неисправности электродвигателей | |
1. Магнитный пускатель электродвигателя включается, но ротор электродвигателя не вращается или начинает вращаться, но гудит и не набирает нормального числа оборотов | |
а) Сгорела плавкая вставка предохранителя на одной фазе в цепи
электродвигателя |
а) Немедленно остановить электродвигатель и поставить новую плавкую
вставку |
2. При пуске или во время работы двигателя из междужелезного пространства появляются искры и дым | |
Ротор задевает за статор вследствие неправильной центровки или износа подшипников |
Проверить зазор в междужелезном пространстве щупом, если отклонение в величине зазора по окружности будет более 10%, разобрать электродвигатель и при необходимости заменить подшипники |
3. При пуске электродвигателя после монтажа или проверки перегорают плавкие вставки предохранителей | |
а) Приводимый в движение узел агрегата неисправен и создает перегрузку
электродвигателя |
а) Проверить узел агрегата и устранить неисправность |
4. Электродвигатель нагревается выше нормального | |
а) Электродвигатель перегружен |
а) Уменьшить нагрузку за счет перехода на более легкий режим
работы |
5. Местное нагревание статора электродвигателя | |
а) Обрыв в цепи одной фазы статора |
а) Проверить меггером исправность обмотки, при наличии обрыва сдать
электродвигатель в ремонт |
6. Корпус электродвигателя сильно вибрирует, слышен значительный шум | |
Вращающиеся части двигателя задевают за неподвижные вследствие неправильной центровки или износа и разрушения подшипников |
См. п. 2 |
7. Пробита изоляция обмоток | |
а) Механическое повреждение обмоток и замыкание их на корпус |
а) Проверить изоляцию меггером и произвести ремонт обмоток |
8. Подшипники электродвигателя нагреваются выше нормального | |
а) Плохая смазка подшипников |
а) Сменить смазку |
9. У электродвигателя станка сильно искрят щетки | |
а) Щетки недостаточно прилегают к кольцам |
а) Прошлифовать щетки стеклянной бумагой 00 до полного прилегания к
кольцам |
Примечание. Осмотр электрооборудования и определение той или иной неисправности должно поручаться электромонтеру, имеющему опыт по эксплуатации электрооборудования и прошедшему инструктаж по правилам техники электробезопасности.
Перед тем как открыть магнитную станцию, находящуюся под напряжением, необходимо после остановки всех электродвигателей кнопками управления "Стоп" общий рубильник перевести в положение "Отключено".