Построение и методика нивелирования I класса
Схема построения
Нивелирная сеть I класса состоит из замкнутых полигонов периметром 1200-2000 км, ходы прокладывают по железным, шоссейным и грунтовым дорогам, в труднодоступных районах — по берегам рек, тропам, зимникам; должны быть связаны с основными морскими и речными водомерными установками, нивелирные ходы I класса прокладывают в прямом и обратном направлениях одновременно по двум парам костылей, образующих правую и левую линии нивелирования, прямой и обратный ходы прокладывают по одной и той же трассе участками, состоящими из нескольких смежных секций общей длиной 25-30 км, как правило, в разные половины дня и по возможности с четным числом станций в каждой секции.
Наблюдения выполняют только при благоприятных условиях видимости, при отчетливых и спокойных изображениях штрихов реек.
Приборы для нивелирования
Методика нивелирования
Контроль и допуски
На каждой станции вычисляют:
- превышения h0 по основной и hg по дополнительной шкалам реек правой и левой линии; разности Δ = (hg - h0) ≤ 0,5 мм;
- расхождение между превышением задней пары костылей данной станции и превышением передней пары костылей предыдущей станции не должно превышать 0,7 мм;
- по каждой секции (между смежными реперами в ходе) и участку (между фундаментальными реперами в ходе) вычисляют попарно суммы превышений [hП]пp. по правой стороне и [hЛ]np. по левой линиям прямого, обр. обратного ходов, расхождения превышений правой и левой линий не более (2√L) мм при числе n станций на 1 км до 15 и (3√L) мм при n > 15, а также пp. = ([hП]+[ hЛ)пp./2 и обр. = ([hП]+[ hЛ])о6р./2, расхождения между средними превышениями прямого и обратного ходов не должны превышать 3 мм √L (L — длина хода в км) при n ≤ 15и 4 мм √L — при n > 15.