Описание системы управления насосными агрегатами контроллёра-сборщика КСМ4
Контроллёр-сборщик микропроцессорный КСМ4 поддерживает пять алгоритмов управления насосными агрегатами (НА), привязанных к особенностям конкретных обьектов (наличие или отсутствие электрофицированной задвижки на выкидном трубопроводе насоса, тип датчиков давления и т.д.). Алгоритм, поддерживаемый конкретным прибором, подробно описан в документации, поставляемой с прибором.
Перечень алгоритмов:
- алгоритм № 001 реализует управление НА закачки пластовой воды в системе блочной кустовой насосной станции (БКНС) с автоматическим управлением задвижками;
- алгоритм № 002 реализует управление НА в системе перекачки нефти с автоматическим управлением задвижками;
- алгоритм № 003 реализует управление НА в системах дожимной насосной
станции ДНС) и кустовой насосной станции (КНС) как с автоматическим, так и с
ручным управлением
задвижками; - алгоритм № 004 реализует управление НА в системах ДНС с ручным управлением задвижкой на выкиде НА;
- алгоритм № 005 реализует контроль и управление НА с электрифицированными входной и выходной задвижками в составе насосной станции водоподъема.
Ниже в качестве примера описан часто используемый алгоритм №002. Управление начинается с опроса положения выкидной электрозадвижки, которая в исходном состоянии должна быть закрыта.
При выполнении этого условия начинается опрос следующих параметров:
- температуры подшипников двигателя;
- температуры подшипников насоса;
- температуры гидропяты;
- давления на приеме;
- состояние датчиков пожара и загазованности;
- уровня жидкости в буферной емкости;
- уровня утечки через сальники.
Если эти параметры находятся в норме, то включается реле готовности, которое замыканием своих контактов обеспечивает подготовку цепи контактора пуска в высоковольтном распределительном устройстве. При нажатии кнопки «ПУСК» насос включается, прибор отслеживает давление на выкиде (датчик давления может быть как устройством с токовым выходом, так и сигнализатором отклонения давления) и, при достижении заданного значения, дает команду на открытие. При успешном открытии выкидной задвижки насос выходит на рабочий режим, в котором контролируются параметры, приведенные в таблице III.6.1.
В этой таблице «1» соответствует наличию напряжения на дискретном входе, а «0» - его отсутствию.
Назначение выходных ключей прибора приведены в таблице III.6.2.
Аварийный останов насоса происходит в случае:
- превышения уставок по температурам подшипников двигателя;
- превышения уставок по температурам подшипников насоса;
- превышения уставки по температуре гидропяты;
- понижения давления на приеме;
- превышения или понижения давления на выкиде;
- превышения порога загазованности в помещении насосной;
- срабатывании датчиков пожара;
- повышенной утечки через сальники;
- срабатывания электрозащиты двигателя;
- замыкания кнопки аварийного останова.При возникновении указанных событий формируется сигнал отключения НА и сигнал аварии. Штатный останов происходит при нажатии кнопки «СТОП», при этом до останова НА происходит закрытие выкидной электрозадвижки.
Пример схемы подключения прибора в цепи управления насосом приведен на рисунке III.6.3. Датчики на входы прибора подключаются согласно таблице III.6.1 и на схеме показаны условно. Схемы подключения к прибору внешних устройств и датчиков приведены на рисунках III.6.4... III.6.7.
Таблица III.6.1
Входы |
Обозначение |
Параметр |
Статус сигнала |
Примечание |
Температуры |
Т1 |
tnH - температура полевого подшипника насоса |
Аварийный |
|
Т2 |
tpH - температура рабочего подшипника насоса |
Аварийный |
||
ТЗ |
tПД - температура полевого подшипника электродвигателя |
Аварийный |
||
Т4 |
tРД - температура рабочего подшипника электродвигателя |
Аварийный |
||
Т5 |
tГП - температура гидропяты |
Аварийный |
||
Т6 |
tОВ - температура торцевых уплотнений |
Аварийный |
||
Токовые |
11 |
РВХ - давление на входе НА |
Аварийный |
|
12 |
РВЫХ- давление на выходе НА |
Аварийный |
||
13 |
IДВ - ток двигателя |
Информационный |
||
14 |
Резерв |
Информационный |
||
15 |
Резерв |
Информационный |
||
16 |
Резерв |
Информационный |
||
Дискретные |
BIN 11 |
Задвижка открыта |
Управляющий |
1 - задвижка открыта |
BIN 12 |
Задвижка закрыта |
Управляющий |
1 - задвижка закрыта | |
BIN 21 |
Режим управления задвижкой |
Управляющий |
1 - автомат, режим | |
BIN 22 |
Кнопка СТОП задвижки |
Управляющий |
0 - стоп задвижки | |
BIN 31 |
Состояние электрозащиты двигателя |
Аварийный |
0- авария | |
BIN 32 |
Утечка через сальники |
Аварийный |
0 - авария | |
BIN 41 |
Уровень в буферной емкости |
Аварийный |
0 - авария | |
BIN 42 |
Состояние НА |
Управляющий |
1 - НА включен | |
BIN 51 |
Кнопка СТОП НА |
Управляющий |
0 - стоп НА | |
BIN 52 |
Кнопка СЪЕМ АВАРИИ |
Управляющий |
1 - съём аварии | |
BIN 61 |
Пожар в насосном блоке |
Аварийный |
0 - авария | |
BIN 62 |
Загазованность в насосном блоке |
Аварийный |
0 - авария | |
Дискретные искрообразные |
BIN 71 |
Давление на входе НА (дублирование И) |
Аварийный |
0 - авария |
BIN 72 |
Давление на выходе НА (дублирование 12) |
Аварийный |
0 - авария | |
BIN 73 |
Обкатка двигателя |
Управляющий |
1 - обкатка включена | |
BIN 74 |
Резерв |
Аварийный |
1 - авария |
Таблица III.6.2
Обозначение |
Параметр |
Статус |
Примечание |
Ключ 1 |
ГП (готовность к пуску) |
Управляющий |
1 - готов к пуску |
Ключ 2 |
ШО (штатный останов) |
Управляющий |
0 - останов двигателя |
Ключ 3 |
АО (аварийный останов) |
Аварийный |
0 - авария |
Ключ 4 |
Закрыть задвижку |
Управляющий |
1 - команда на закрытие |
Ключ 5 |
Открыть задвижку |
Управляющий |
1 - команда на открытие |
Ключ 6 |
Свободен |
Информационный |
|
Ключ 7 |
Используется для съема аварии с верхнего уровня АСУ ТП |
Управляющий |
1 - съем аварии |
Ключ 8 |
Используется для останова НА с верхнего уровня АСУ ТП |
Управляющий |
0 - останов НА |