1925 |
1926 |
1927 |
Механическое ударное
Ручное ударно-вращательное
Колонковое |
740
11103
3400 |
1421
17214
10888 |
2016
44782
20331 |
С 1944 г. началась работа по реконструкции бурового оборудования. Был
составлен размерный ряд станков для бурения скважин колонковым
способом на глубины 75, 150, 300, 600 и 1200 м. В соответствии с этим
рядом разработаны и выпущены в 1946-1947 гг. заводом им. Воровского (г.
Свердловск) многоскоростные станки марки ЗИВ-75 и ЗИВ-150, а в Ленинграде
заводом им. Фрунзе выпушены станки типа ЗИФ-300, ЗИФ-650 и ЗИФ-1200. Эти станки
уже были оснащены двухцилиндровой гидравлической подачей и четырехступенчатыми
коробками передач.
Наряду со стационарными станками были разработаны и выпущены в серию под
руководством М. М. Андреева и В. С. Кузьмина самоходные установки
УКБ-100, УРБ-ЗАМ, УРБ-2А и др. Эти станки нашли широкое применение при
структурно-картировочном, поисковом и гидрогеологическом бурении.
С 1965—1970
гг. началось широкое освоение и внедрение алмазного бурения. Был разработан ряд
алмазных коронок, армированных алмазами первого и второго сортов. Достаточно
широко в это время проведена и механизация спускоподъемных операций. Например,
было разработано и выпущено в свет устройство РТ-1200 для свинчивания и
развинчивания бурильных труб.
Значительный вклад в развитие теории и практики колонкового бурения
внесли СКБ «Геотехника», ВИТР, Тульский филиал ЦНИГРИ, бывшие Ленинградский
горный институт, Днепропетровский горный институт. Московский геологоразведочный
институт и Томский политехнический институт.
Вращательное роторное бурение на
нефть, а затем и на газ впервые было применено в США в 1901 г. в сочетании с
непрерывной промывкой, а в России - в 1902 г. Производительность этого вида
бурения резко возросла после изобретения в 1903 г. инженером Говардом Юзом
шарошечного долота.
Технически новая задача герметизации заколонного
пространства при вращательном бурении была решена закачкой цементного раствора
по методу А. А. Богушевского. Следующим крупным шагом в развитии глубокого
бурения было создание гидравлических забойных двигателей - турбобуров. В 1923 г.
М. А. Капелюшниковым и другими инженерами были созданы одноступенчатые
турбобуры, а в 1933-1940 гг. на ба¬зе разработанной П. П. Шумиловым теории
осевых многоступенчатых (100 и более ступеней) турбинных двигателей им совместно
с Р. А. Иоаннесяном, Э. И. Тагиевым и М. Т. Гусманом были созданы мощные
турбобуры с большими крутящими моментами. В последующем турбобур явился
незаменимым двигателем при бурении направлен¬ных (наклонных, горизонтальных,
многоствольных и т. д.) скважин. Затем в 1937-1940 гг. Н. В. Александровым, А.
А. Островским и другими учеными были разработаны и созданы электробуры
диаметрами от 164 до 290 мм с частотой вращения 700-540 мин-1 и мощностью 50-250
кВт.
В 1964 г. в США был разработан и создан однозаходный винтовой
двигатель, а немного позже в Пермском филиале ВНИИБТ - винтовой
многозаходный объемный двигатель диаметром от 54 до 195 мм. В настоящее время
этот двигатель, особенно в направленном бурении, успешно конкурирует с
турбобуром.
Научно-технический прогресс в области бурения позволил СССР выйти
на передовые позиции мирового уровня. Так, с помощью отечественных технологий
пробурена самая глубокая в мире (12263 м) скважина СГ-3 на Кольском
полуострове.
20 сентября 1970 г. с помощью бурового станка-автомата,
разработанного в СКБ «Геотехника» (тогда ЦКБ Мингео СССР) и смонтированного на
космической станции «Луна-16», были пробурены первые 35 см в глубь Луны.
Впоследствии эти работы были продолжены с помощью более совершенных станков и
систем управления ими.