Переливные и редукционные клапаны
Переливные клапаны
Используются несколько конструкций переливных клапанов Для двигателей типа Д1-105 разработан клапан, конструкция которого изображена на рис. 3.49.
Рис. 3.49. Клапан переливной двигателя типа Д1-105:
1 —
переводник; 2 — кольцо; 3 — упор; 4 — манжета армированная; 5 — втулки; 6 —
уплотнение; 7 — корпус.
Клапан устанавливается в верхней части ротора и состоит из корпуса 7, соединенного с переводником 1. Внутри них размещены кольцо 2 и упор 3, под которыми установлены армированная манжета 4, втулка 5 и уплотнение 6.
В переливном клапане (рис. 3.50) для двигателей диаметром 172 и 240 мм уплотнительный элемент клапана похож на уплотнитель клапана бурового насоса.
Рис. 3.50. Клапан
переливной двигателя типа Д-240:
1 — коробка гидравлическая; 2 — седло; 3 —
клапан; 4 — корпус; 5 — пружина; 6 —
шток; 7 —
переводник.
Выполнение основных функций клапана обеспечивает специальная гидравлическая коробка. При спуске и подъеме бурильной колонны через переливной клапан выходит или входит излишняя жидкость и тем самым предотвращается вращение двигателя. Кроме того выпускается ряд типоразмеров перепускных клапанов типа ПК, предназначенных для слива бурового раствора из бурильной колонны при подъеме ее из скважины, а также для заполнения — при спуске.
Технические характеристики перепускных клапанов типа ПК приведены в табл.. 3.35.
Показатели | ПК-95 | ПК-108 | ПК-120 | ПК-172 |
Наружный диаметр, мм | 95 | 108 | 120 | 172 |
Диаметр проточной части, мм | 18 | 18 | 25 | 36 |
Длина клапана, мм, не более | 455 | 475 | 480 | 620 |
Присоединительная замковая резьба по ГОСТ 5286 | З-76 | З-88 | З-88 | З-147 |
Максимально допустимый крутящий момент, кН·м | 10 | 15 | 15 | 40 |
Максимальная допустимая осевая нагрузка на растяжение, т | 70 | 100 | 100 | 180 |
Максимальное давление при циркуляции жидкости, МПа | 10 | 10 | 10 | 10 |
Давление срабатывания клапана, МПа | 1 + 0,5 | 1 + 0,5 | 1 + 0,5 | 1 + 0,5 |
Масса, кг, не более | 22 | 30 | 37,5 | 95 |
Редукционные клапаны
Редукционные клапаны применяются очень редко, когда по технологическим соображениям требуется увеличить расход для очистки забоя и затрубного пространства.