Подготовка к контролю
Подготовка к контролю включает в себя следующие работы:
-
ознакомление с объектом контроля;
-
визуальный осмотр объекта;
-
выбор методов технического контроля;
-
подготовка объекта к контролю;
-
размещение и подключение аппаратуры;
-
проверка работоспособности аппаратуры и её настройка.
В задании на проведение контроля корпусов запорной арматуры должно быть указано:
-
тип арматуры, её условное обозначение, условный проход (Dy) и условное давление (Рy);
-
арматура новая, бывшая в эксплуатации или после капитального ремонта;
-
для арматуры, бывшей в эксплуатации, должны быть указаны срок и условия эксплуатации (рабочее давление, перекачиваемая среда, температура среды, коррозионная активность среды);
-
для арматуры после капитального ремонта, кроме срока и условий эксплуатации, должно быть указано, что подвергалось ремонту;
-
условия, при которых должен проводиться контроль в процессе эксплуатации арматуры или при испытаниях на стенде.
При ознакомлении с объектом контроля должно быть установлено:
-
наличие эксплуатационной документации, паспорта;
-
способ изготовления и конструктивные особенности корпуса задвижки;
-
участки корпуса, где наиболее вероятно наличие дефектов изготовления или эксплуатационных;
-
для арматуры, бывшей в эксплуатации — время и условия эксплуатации;
-
для арматуры после капитального ремонта — время и условия эксплуатации, какие виды ремонтных работ были проведены;
-
условия, при которых необходимо проводить контроль (в процессе эксплуатации арматуры, при испытаниях на стенде и т. д.), возможность непосредственного доступа к корпусу.
По результатам ознакомления с объектом и, исходя из наличия аппаратуры НК, производят выбор методов и технологий контроля.
Герметичность затвора проверяется АЭ течеискателем.
Для контроля запорной арматуры в процессе эксплуатации при обеспечении непосредственного доступа к корпусу, но при невозможности обеспечения необходимого изменения внутреннего давления, требуемого при АЭ контроле, при наличии аппаратуры выбирается магнитный метод (магнитометрический) для определения линий или зон концентрации механических напряжений на поверхности корпуса. При обследовании выявленных опасных участков используют ультразвуковой метод для обнаружения внутренних несплошностей металла и цветной или магнитный методы для обнаружения поверхностных несплошностей. При отсутствии необходимой аппаратуры для магнитометрического контроля, для контроля участков корпуса, где наибольшая вероятность появления эксплуатационных дефектов (сварные соединения, галтельные переходы) выбирается ультразвуковой и цветной методы.
Запорная арматура в процессе эксплуатации, при невозможности обеспечения непосредственного доступа к корпусу, подвергаются АЭ контролю при выполнении следующих условий:
-
соединение арматуры с трубопроводом с помощью сварки;
-
обеспечение необходимого изменения внутреннего давления согласно технологии АЭ контроля. При невыполнении этих условий арматура контролю в процессе эксплуатации не подлежат.
При выполнении только первого условия может быть проверена только герметичность затвора с помощью АЭ течеискателя.
Подготовка объекта к контролю, размещение и подключение аппаратуры, проверка работоспособности аппаратуры и ее настройка проводятся в соответствии с требованиями технологий выбранных методов контроля.