Построение продольного профиля автодороги
Продольный профиль (рис. 1.31) дороги составляют на миллиметровой бумаге в горизонтальном масштабе 1:2000-1:10 000, вертикальный масштаб обычно в 10 раз крупнее горизонтального.
Графическое построение профиля дополняют различными данными, которые размещают в отдельных графах, в совокупности называемых сеткой профиля.
Построение продольного профиля автодороги начинают с граф 6 и 7: в графе 7 по пикетажному журналу согласно принятому горизонтальному масштабу фиксируют все пикетные и плюсовые точки; в графе 6 — их отметки из нивелирного журнала (черные отметки), округленные до 0,01 м. В графе 3 повторяют графу 7, в графе 2 составляют план трассы, составленный в принятом горизонтальном масштабе по результатам съемки, закрепленным в пикетажном журнале. В середине этой графы прямой линией показывают ось дороги, стрелками в соответствующих местах отмечают повороты трассы. Результаты геологических исследований грунтов отмечают в графе 1. Верхняя линия этой графы является условным горизонтом, от этой линии по восстановленным к ней перпендикулярам, называемым ординатами, откладывают в вертикальном масштабе разности черная отметка минус условный горизонт. Ординаты точек профиля не должны быть более 10-15 см. Полученные на ординатах точки соединяют ломаной линией, являющейся профилем трассы.
В графе 8 изображают прямые участки дороги и дугами — закругления, выпуклость
дуги вверх означает поворот дороги вправо, а вниз — влево. Из конечных точек дуг
опускают перпендикуляры на линии пикетажа, их положе» ния должны соответствовать
пикетажным наименованиям начала и конца кривой. У перпендикуляров подписывают
расстояния до ближайших пикетом Внутри каждой кривой выписывают ее элементы. На
прямых участках трассы подписывают их длины и румбы. В графе 9 кружками
диаметром 5 мм изображают километровые указатели. Правую половину кружков
заливают тушью. Из центра кружка опускают перпендикуляр на линию пикетажа.
В
графах 4 и 5 отмечают проектные уклоны и отметки. Профиль вычерчивают тушью: ось
дороги в графе 2, графы 4, 5, 8, 9 и все надписи в них — 1 красным цветом,
остальные графы и надписи — черным цветом.
Профили поперечников вычерчивают в одном масштабе, равном вертикальному масштабу продольного профиля.
На продольный профиль наносят проектную (красную) линию. Проектную (красную) отметку определяют по формуле
где Нi-1 — отметка точки ( i - 1), i - уклон, si — горизонтальное проложение отрезка (i - 1) - i. Уклон i не должен превышать предельного значения. Кроме того, проектная линия должна проходить через фиксированные точки, например точки примыкания к существующим сооружениям, установленные расчйя тами отметки мостовых переходов, отстояния оси дороги от проводов высоковольтных линий и т. п. Красные отметки, округленные до 0,01 м, пишут в графе 4 сетки профиля на продолжениях соответствующих ординат. На горизонтальных участках, i = 0, красные отметки подписывают только в начале и конце участка.
В графе 5 проводят диагонали, показывающие направление уклона, вблизи диагонали в виде дроби подписывают уклон [в промиллях (%о) — тысячных долях = tgv, 1%0 = 0,1%] и длину проектной линии на данном участке. Разность между красной и черной отметками точек на одной ординате называют рабочей отметкой, которая показывает высоту насыпи или глубину выемкИ их подписывают на соответствующих ординатах выше проектной линии при насыпи и ниже — при выемке.
Пересечение линии профиля и проектной линии происходит в точке нулевых работ. Для выноса этой точки в натуру вычисляют расстояние х до нее от ближайшего пикета. На рисунке 1.32 из подобия треугольников имеем
откуда
Расстояния от точки нулевых работ в целых метрах подписывают по обе стороны от ординаты этой точки, прочерченной пунктиром синим цветом (см.рис. 1.31).
Рис.1. 32. К определению точки нулевых работ