Размещение и ремонт запорной арматуры
Размещение запорной арматуры на трубопроводах осуществляется согласно требований СНиП 2.05.06 - 85*.
На линейной части трубопроводов надлежит предусматривать установку запорной арматуры на расстоянии, определяемом расчетом, но не более 30 км.
Кроме того, установку запорной арматуры необходимо предусматривать:
- на обоих берегах водных преград при их пересечении трубопроводом в две нитки и более и на однониточных переходах категории В;
- в начале каждого ответвления от трубопровода на расстоянии не менее 15 м;
- на ответвлениях к газораспределительным станциям (ГРС) при протяженности ответвлений свыше 1000 м на расстоянии 300-500 м от ГРС;
- на входе и выходе газопроводов из компрессорных станций (КС), станций подземного хранения газа (СПХГ) и головных сооружений на расстоянии не менее: диаметром 1400 мм — 1000 м, диаметром менее 1400 мм до 1000 мм включительно — 750 м и диаметром менее 1000 мм — 500 м (охранные краны);
- по обеим сторонам автомобильных мостов (при прокладке по ним газопровода) на расстоянии не менее 250 м;
- на одном или обоих концах участков нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, проходящих на отметке выше уровня городов и других населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии, устанавливаемом проектом в зависимости от рельефа местности;
- на нефтепроводах и нефтепродуктопроводах при пересечении водных преград в одну нитку — место размещения запорной арматуры в этом случае принимается в зависимости от рельефа земной поверхности, примыкающей к переходу, и необходимости предотвращения поступления транспортируемого продукта в водоем;
- на обоих берегах болот 3 типа протяженностью свыше 500 м.
На однониточных подводных переходах газопроводов установка запорной арматуры предусматривается по необходимости.
При параллельной прокладке двух ниток или более газопроводов узлы линейной запорной арматуры на отдельных нитках наддежит смещать на расстояние не менее 100 м друг от друга по длине трубопровода. В сложных условиях трассы (горный рельеф, болота, искусственные и естественные препятствия) указанное расстояние допускается уменьшать до 50 м.
Место установки запорной арматуры для нефтепродуктопроводов, как правило, должно совмещаться с местами соединения участков трубопроводов с различной толщиной стенок.
Место установки охранных кранов на КС принимается от границ узла подключения КС к магистрали (от осей врезок крайних внешних всасывающего и нагнетательного газопроводов). При удалении КС от магистрального газопровода на расстояние свыше 700 м при наличии естественных препятствий (оврагов, сложного рельефа и т. д.) следует предусматривать установку запорной арматуры с продувочными свечами (КИП и автоматика по аналогии с кранами на узле подключения КС в магистральный газопровод) на всасывающих и нагнетательных газопроводах КС ("шлейфах") на расстоянии 250 м от ограды КС.
При параллельном подключении одного газопровода - ответвления к двум или нескольким основным ниткам газопровода или подключении нескольких линий ответвления к одному газопроводу — узлы линейной запорной арматуры необходимо смещать на расстояние не менее 30 м друг от друга.
Запорная арматура диаметром 400 мм и более должна устанавливаться на фундаментные плиты, укладываемые на уплотненное основание.
Линейную запорную арматуру на газопроводах и трубопроводах обвязки, находящуюся под давлением, — байпасы, продувочные линии и перемычки, - следует предусматривать в подземном исполнении с кранами бес колодезной установки.
Доступ для обслуживающего персонала должен предусматриваться только к приводу крана.
На обоих концах участков газопроводов, между узлами запорной арматуры, на узлах подключения КС и узлах приема и пуска очистных устройств следует предусматривать установку продувочных свечей на расстоянии не менее 15 м от запорной арматуры при диаметре газопровода до 1000 мм и не менее 50 м — при диаметре газопровода 1000 мм и более.
Диаметр продувочной свечи следует определять из условия опорожнения участка газопровода между узлами запорной арматуры в течение 1,5 —2 ч. Установку запорной арматуры и продувочных свечей следует предусматривать на расстоянии от зданий и сооружений, не относящихся к газопроводу, не менее 300 м.
При прокладке газопроводов параллельно автомобильным дорогам и железным дорогам, линиям электропередачи и связи запорную арматуру с продувочными свечами допускается располагать на том же расстоянии от дорог и линий, что и газопровод.
При пересечении газопроводом автомобильных, железных дорог, линий электропередач и связи расстояние от продувочных свечей до указанных сооружений должно приниматься не менее значений, предусмотренных при их параллельной прокладке.
Во всех перечисленных случаях расстояние от продувочных свечей запорной арматуры до мостов и виадуков должно быть не менее 300 м от линий электропередач (ЛЭП) — согласно требованиям «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденным Минэнерго РФ.
Высота продувочной свечи должна быть не менее 3 м от уровня земли.
Для контроля наличия конденсата и выпуска его на газопроводах необходимо предусматривать установку конденсатосборников. Места установок конденсатосборников определяются проектом.
Параллельно прокладываемые трубопроводы одного назначения должны быть связаны между собой перемычками.
Узлы установки запорной арматуры должны проектироваться из унифицированных заготовок.
Запорная арматура, устанавливаемая на нефтепроводах и нефтепродуктопроводах и трубопроводах сжиженного газа в местах перехода через реки или прохождения их на отметках выше населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии менее 700 м, должна быть оборудована устройствами, обеспечивающими дистанционное управление.
Линейная запорная арматура газопроводов 1 класса диаметром 1000 мм и более, а также нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды должна быть оснащена автоматикой аварийного закрытия.
На участках нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и трубопроводов сжиженных углеводородных газов, примыкающих к подводным переходам, необходимо предусматривать устройства, исключающие скопления газа или воздуха в трубопроводах.
Запорная арматура, установленная на переходах через водные преграды или на других опасных участках трубопроводов, должна быть, по возможности, оборудована электроприводом. При реконструкции или капитальном ремонте трубопроводов устанавливаемая на этих участках запорная арматура и ее электроснабжение должны соответствовать требованиям действующих нормативно-технических документов (НТД).
Запорная арматура, установленная на магистральных трубопроводах, должна иметь:
- ограждение;
- площадку обслуживания, выполненную согласно проекту, с обязательной установкой предупреждающих и запрещающих знаков на ограждении;
- нумерацию согласно технологической схемы трубопровода;
- указатели вращения на закрытие и открытие и положений "закрыто", "открыто";
- подъезд.
Колодцы и шкафы внутри ограждения должны иметь запоры.
Запорная арматура, устанавливаемая на магистральных трубопроводах, должна обеспечивать:
- герметичность отключения одной части трубопровода;
- надежность в эксплуатации и удобство обслуживания;
- беспрепятственный проход через арматуру очистных и диагностических устройств.
Электропривод арматуры должен быть выполнен во взрывозащищенном исполнении и дублироваться ручным приводом.
При этом должна быть обеспечена легкость закрытия и открытия арматуры при любых погодных условиях.
Нормальное положение задвижек на магистральном трубопроводе — открытое, нормальное положение байпасной задвижки — закрытое (если иное не предусмотрено проектом).
Положение задвижек на соединительных линиях зависит от режима работы трубопровода.
Открывать и закрывать запорную арматуру разрешается только по распоряжению диспетчера производственного управления или отделения эксплуатирующей организации.
Запрещается использовать запорную арматуру в качестве регулирующего органа. Ход шпинделя в задвижках должен быть плавным, а затвор при закрытии и открытии должен перемещаться без заедания.
Периодичность и объемы технического обслуживания и ремонта запорной арматуры определяются инструкцией завода - изготовителя и планом-графиком, утвержденным главным инженером эксплуатирующей организации.
Арматура на магистральных трубопроводах при ремонтных работах должна иметь серию, не ниже предусмотренной проектом с предварительным проведением ревизии и гидравлического испытания на прочность и герметичность согласно ГОСТ 356-80. "Арматура и детали трубопроводов. Давления условные, пробные и рабочие. Ряды".
Техническое обслуживание и ремонт запорной арматуры производится аварийно-восстановительными службами.
Для осуществления капитального ремонта запорной арматуры создается обменный фонд запорной арматуры. Номенклатура и количество запорной арматуры обменного фонда определяются расчетом.
На предприятиях, эксплуатирующих магистральные трубопроводы должен находиться аварийный запас запорной арматуры в количестве не менее одной задвижки каждого диаметра установленной серии.
Арматура аварийного запаса должна быть отревизирована и храниться на складе под навесом. Условия транспортировки должны соответствовать техническим требованиям изготовителей.
Запрещается применение запорной арматуры, не имеющей технических паспортов, а также товарного знака на корпусе.