В буровых станках СКБ-4 с дизельным приводом (рис. 9) используется дизель Д-144 с запуском от стартера.
Дизельный привод смонтирован на сварной раме, которая при установке станка на скважине стыкуется с рамой бурового станка и крепится к ней промежуточными планками. В случае необходимости к раме дизельного привода крепится рама под промывочный насос и ограждения ременной передачи.
Дизель укреплен на раме в четырех точках при помощи специальных литых кронштейнов и лап на корпусе сцепления, закрепленного на дизеле. Кроме дизеля, на раме смонтированы генератор, стойки под топливный бак, механизм управления сцеплением дизеля, ограждения ременной передачи генератора промывочного насоса, карданный вал и его ограждение.
Вращение от дизеля через механизм сцепления передается на карданный вал, соединенный с приводной полумуфтой станка. От механизма сцепления при помощи клиноременных передач приводится в действие промывочный насос и генератор.
Механизм управления запуском дизеля и контрольно-измерительная аппаратура управления дизеля (в специальном щитке) закреплены на стойке бензобака. Аккумуляторная батарея для питания стартера дизеля размещена под дизелем и закрыта крышкой.
Сцепление дизеля (рис. 10) смонтировано в литом чугунном корпусе и представляет собой однодисковую сухую, постоянно замкнутую муфту. Пружины сжатия поджимают фрикционный диск с постоянным усилием. Муфта выключается перемещением упорного подшипника, находящегося в специальной подвижной обойме. Перемещаясь, подшипник через рычаги оттягивает болты муфты и освобождает фрикционный диск. Механизм выключения сцепления представляет собой систему рычагов с рукояткой, фиксирующей два положения: «Включено» и «Выключено». Вертикальное положение рукоятки соответствует положению «Муфта сцепления выключена».
Вал 13, входящий в шлицевое отверстие фрикционного диска, передает вращение от фрикционного диска на карданный вал 8.
Привод генератора
Генератор установлен на сварных салазках. Генератор включается одновременно с включением сцепления дизеля, а возбуждается нажатием кнопки возбуждения, расположенной- на щитке управления, при числе оборотов дизеля не менее 1500об/мин. (Допускается применение генератора с самовозбуждением).
Рукоятки управления дизелем расположены на стойке топливного бака. Одна из них управляет, величиной подачи топлива, а другая — декомпрессией.
Рис. 9. Общий вид бурового станка СКБ 4 с приводом от дизеля
1 -
дизель Д-144; 2 - ограждение привода насоса; 3 - установка топливного бака
77.50.003; 4 - щиток с аппаратурой (4030.4117.165), 5 - генератор ЕС - 52 - 4У2.
JM1001; 6 - ограждение карданного вала (4030.4132.233).
Рис. 10. Сцепление дизеля: 1 - муфта сцепления; 2 - дизель Д-144; 3 - картер сцепления (4050.1347.006); 4 - вал (4040.6414.003); 5 - колесо зубчатое (4040.6136.010); 6 - манжета 1-70x95-1 ГОСТ 8752 — 79; 7 - полумуфта (4040.4392.011); 8 - карданный вал (4030.2734.007); 9 - шкив (4040.5791.002); 10 - манжета 1-70 x 95-1 ГОСТ 8752-79; 11 - шестерня (4040 6136.012); 12 - манжета 1-45x65-1 ГОСТ 8752 - 79; 13 - вал (4040.6456.007).