Для смазки бурового станка применяется как жидкая, так и
густая смазка. В качестве жидкой смазки рекомендуется применять масло
индустриальное «45» (машинное «С») по ГОСТ 1707-51 или масло моторное «М» ГОСТ
1519-42. При отсутствии масла этих марок можно применять масло индустриальное
«30» ГОСТ 1707-51 или автол «6» ГОСТ 1862—42. В качестве густой смазки
рекомендуется применять смазку универсальную среднеплавкую УС-2 (солидол
жировой) по ГОСТ 1033—51.
Категорически запрещается составление смесей из разных сортов масел и
нефтепродуктов.
На схеме смазки станка (рис. 38) указаны сроки смазки
и сорта масел. Однако необходимо учитывать, что сроки смазки, рекомендуемые
схемой, в значительной степени могут изменяться в зависимости от состояния
уплотнений, т. е. от того, в какой мере расходуется масло.
Это особенно важно учитывать при смазке подшипников, имеющих
закрытые подшипниковые камеры и работающих с большим числом оборотов (все
подшипники фрикциона станка, передний подшипник маслонасоса и опорные подшипники
вала лебедки).
Все шестерни и подшипники коробки скоростей и вращателя, за исключением
верхнего подшипника шпинделя и подшипников траверсы, смазываются
непосредственным соприкосновением с жидкой смазкой, заливаемой в корпуса этих
узлов, или масляной пылью, образуемой вращением шестерен.
Во вращатель масло заливается через смотровой люк в корпусе
до полного погружения нижней конической шестерни. Контроль уровня масла
производится через этот же люк не реже одного раза в неделю.
В коробку скоростей масло заливается через специальную трубку до заполнения
этой трубки маслом. Контроль уровня масла в коробке скоростей производится
масломером. Риска на масломере означает нижний уровень масла.
Шестерни и подшипники коробки скоростей, передающие вращение на лебедку и
вращатель, смазываются от отдельной масляной ванны. Заливка масла в эту ванну
производится через пробку 4 (рис.38) до уровня пробки 6. Контроль уровня
масла в коробке скоростей и вращателе производить не реже одного раза в
неделю.

Рис. 38. Схема смазки бурового станка ЗИФ-1200А: 1 — крышка
смотрового люка врашателя; 2 — трубка для залива масла в коробку скоростей; 3 —
колпачок с маслокером; 4 — пробка для залива масла; 5 — сливная пробка; 6 —
контрольная пробка; 7 и 8 — сливные пробки.
Масло во вращатель и коробку скоростей доливается по мере надобности. Смена
масла производится один раз в три месяца. В станке, полученном с завода или
после ремонта, первая смена производится через 10—15 дней после начала работы.
Слив масла производится через специальные отверстия с пробками 5, 7 и 8.
Подшипники траверсы и верхний подшипник шпинделя вращателя смазываются густой
смазкой с помощью тавотпресса через масленку в траверсе и масленку в верхней
крышке вращателя один раз в сутки.
Шестерни и подшипники лебедки смазываются густой смазкой один раз в трое
суток (при большом расходе смазки через уплотнения лебедки смазывать каждые
сутки). Смазка шестерен и подшипников, находящихся в правой половине лебедки,
производится через масленки в тормозной шайбе и в барабане. Количество вводимой
смазки 30—50 г.
Смазка левого подшипника барабана лебедки производится через
масленку в крышке подшипника один раз в неделю. Количество вводимой смазки 10—15
г.
Опорные подшипники вала лебедки в кронштейне и в коробке скоростей
смазываются один раз в неделю. Количество вводимой смазки 10—15 г. При хорошем
состоянии уплотнений режим смазки может быть сокращен до одного раза в
неделю.
Подшипники вала фрикциона смазываются густой смазкой. Левый подшипник
смазывается через колпачковую масленку в корпусе фрикциона один раз в три дня.
Количество вводимой смазки 10—15 г. Правый подшипник смазывается через масленку
в ступице полумуфты один раз в две недели. Количество вводимой смазки 15—20
г.
Передний подшипник маслонасоса смазывается жидким маслом через масленку на
корпусе насоса один раз в две недели.
Смазка направляющих роликов для работы с кабестаном
производится жидкой смазкой только перед началом работы кабестаном. Верхний
направляющий ролик смазывается через масленку, а два нижних ролика смазываются
жидкой смазкой через отверстия в ступицах.
Смазка направляющих штоков вращателя, штоков гидравлических
цилиндров вращателя и направляющих рамы станка производится жидкой смазкой по
мере надобности. Прежде чем производить смазку штоков и направляющих, необходимо
удалить с них грязь и протереть чистой тряпкой.
Категорически запрещается содержать грязными штоки вращателя и
направляющие.