Турбобура типа ТСШ1
Рабочий орган турбобура типа ТСШ1 (рис. 3.7) представляет собой многоступенчатую гидравлическую турбину осевого типа, выполненную в турбобурах типов ЗТСШ1-172 и ЗТСШ1-195 цельнолитой, а в турбобурах типов ЗТСШ1-195ТЛ — составной.
Рис. 3.7. Турбобур секционный шпиндельный унифицированный
типа ЗТСШ1:
1 — переводник к бурильным трубам; 2 — секция турбинная; 3 —
секция шпиндельная; 4 — переводник вала
Проточная часть последнего турбобура оснащена турбинами, изготовляемыми
методом точного литья. Осевая опора у этих турбобуров так же, как и у турбобуров
типа ТСШ, вынесена в самостоятельную шпиндельную секцию, которая может быть
заменена непосредственно на строящейся скважине.
В
турбобурах типа ТСШ1 проведена межтиповая унификация, т.е. различные типы
турбин, корпусы, валы, опоры, полумуфты и переводники в пределах одного
габаритного размера имеют одинаковые посадочные и присоединительные размеры,
благодаря чему представляется возможным применять в них турбины
и осевые опоры любого типа. В секциях турбобура предусмотрена возможность
монтажа высоко- и низкооборотных цельнолитых турбин, составных турбин точного
литья и пластмассовых, а в шпиндельной секции — как опоры скольжения
(резино-металлической пяты), так и качения (радиально-упорных
подшипников).
В отличие от турбобуров типа ТСШ в верхней части вала
турбинных секций турбобуров типа ТСШ1 монтируются три предохранительные ступени
резинометаллической проточной пяты, предотвращающей посадку роторов турбины на
статоры, которая может произойти в случае неправильной регулировки осевых
зазоров в турбине, износа осевой опоры турбобура выше допустимой нормы или по
другим причинам. Благодаря этому надежность работы турбинных секций повышается в
1,5 — 2,0 раза.
Валы турбинной и шпиндельной секций в турбобуре типа ТСШ1
соединяются с помощью конусно-шлицевых полумуфт, а детали на валах турбинных
секций крепятся с помощью полумуфты с конической резьбой с внутренним упорным
торцом, исключающей срыв ее на валу, благодаря чему возрастает надежность
регулировки секций и распределения осевых зазоров в турбине.