Операции технического ухода за станком ЗИФ-1200А следует проводить периодически, в следующие сроки.:
- ежесменный технический уход через 8—12 часов работы станка;
- еженедельный технический уход через 150—200 часов работы станка;
- ежемесячный технический уход после каждого месяца работы станка;
- квартальный уход после 3 месяцев работы станка.
После года работы рекомендуется производить полную разборку станка с целью профилактического осмотра состояния узлов, определения степени износа деталей и проведения необходимого ремонта.
Указанная периодичность технических уходов, а также объем ухода могут быть значительно изменены в зависимости от условий работы станка и степени изношенности его узлов.
Чтобы сократить количество специальных остановок станка для проведения технических уходов, целесообразно для этой цели использовать время остановок станка, связанных с выполнением вспомогательных операций (промывка скважины, замена коронки и т. п.).
Ежесменный уход за станком ЗИФ-1200А
При ежесменном техническом уходе за буровым агрегатом ЗИФ-1200А необходимо:
- Очистить станок от загрязнения. Обтереть и смазать шпиндель, направляющие штоки вращателя, штоки гидравлических цилиндров, переместив при этом траверсу в крайнее верхнее и нижнее положение.
- Смазать узлы станка в соответствии с указаниями по смазке. Исправить или заменить неисправные масленки.
- Проверить плотность всех соединений, где может быть утечка (уплотнительные манжеты, сальниковые уплотнения, маслопровод, крышки подшипников, крышки смотровых люков, сливные пробки и т. д.), и устранить течь.
- Проверить надежность закрепления лебедочного каната на барабане лебедки и состояние каната. Перекрепить конец каната, если крепление его ослабло, и заменить изношенный канат новым, если степень его износа выше допустимой соответствующими нормами.
- Проверить наружные крепления узлов станка и при необходимости подтянуть их.
- Прослушивать шумы станка во время работы. Шум от работы шестерен должен быть глухим и однотонным. При обнаружении ненормальных стуков и шумов установить и устранить причины их возникновения. Проверять нагрев подшипников станка. Если какой-либо из подшипников нагревается до температуры, которую не выдерживает рука (80°), станок необходимо остановить и устранить причину, вызвавшую нагревание.
Еженедельный уход за станком ЗИФ-1200А
Кроме операций, производимых ежесменно для ухода за буровым агрегатом ЗИФ-1200А , в определенный день недели следует:
- Проверить действие ручного насоса, для чего отключить основной маслонасос и произвести подъем шпинделя или перемещение станка ручным маслонасосом.
- Проверить износ насечки кулачков (плашек) зажимных патронов вращателя и в случае ее износа поставить новый комплект кулачков.
- Снять крышку с маслобака и проверить уровень масла в баке. Если разность уровней масла в сливном и всасывающем отсеке такая, что при сливе масла через перегородку происходит образование воздушных пузырей и засасывание их насосом, или уровень масла понизился до стыка всасывающих трубок, необходимо через воронку с сеткой долить масла в бак до уровня на 5—10 мм выше перегородки. Масло заливать в сливной отсек.
- Проверить, какое количество воздуха выносится сливной струей из гидросистемы. Если со сливной струей выходит в бак много воздуха (воздушных пузырей), необходимо отыскать место подсоса воздуха на линии всасывания и устранить подсос.
Ежемесячный уход за станком ЗИФ-1200А
При проведении ежемесячного ухода, кроме операций, производимых ежесменно и еженедельно по уходу за буровым агрегатом ЗИФ-1200А, необходимо:
- Опустить траверсу в нижнее положение, расшплинтовать гайки, закрепляющие направляющие штоки в траверсе, и проверить их затяжку. Проверить соосность направляющих штоков и направляющих втулок в корпусе вращателя. Для этого необходимо поднять шпиндель вверх и проследить не происходит ли заклинивание штоков в направляющих втулках при опускании шпинделя вниз. Устранить заклинивание штоков.
- Проверить надежность действия механизма закрепления станка. Для этого закрепить станок на раме, включить цилиндр перемещения станка и повысить давление в гидросистеме до срабатывания предохранительного клапана. Если станок при этом сдвинется с места, произвести регулировку механизма закрепления в соответствии с указаниями по регулировке (см. раздел «Разборка и сборка узлов станка»).
- Снять тормоза и проверить состояние тормозных накладок. На тормозной поверхности не должно быть выступающих заклепок и замасливания; выступающие заклепки утопить чеканкой, замасленные тормозные накладки прожечь или промыть керосином, а в случае их износа наклепать новые. Установить тормоза на место и отрегулировать согласно указаний по регулировке.
- Отвернуть гайки, закрепляющие пальцы на полумуфте, соединяющей вал электродвигателя с валом фрикциона станка, вытащить пальцы вместе с резиновыми втулками, изношенные втулки заменить новыми и установить пальцы на место.
- Снять фильтр с всасывающей трубки маслобака и промыть в чистом масле или керосине.
- Проверить настройку предохранительного клапана. Для этого необходимо, при закрепленном в патронах буровом снаряде, установить рукоятку прибора гадроуправления в положение «Быстрый подъем» и поворотом маховичка по часовой стрелке произвести несколько раз повышение давления масла в гидросистеме до стравливания клапана. При этом показание манометра не должно превышать 45—46 кг/см2.
При необходимости, снять пломбу с клапана и поворотом колпачка клапана в ту или другую сторону, произвести настройку предохранительного клапана на стравливание при 45—46 кг/см2; опломбировать клапан вновь.
Настройку и опломбирование предохранительного клапана производить в присутствии механика геологоразведочной партии.
Квартальный уход за станком ЗИФ-1200А
Произвести операции ежесменного, еженедельного и ежемесячного ухода за буровым агрегатом ЗИФ-1200А и, кроме этого, дополнительно:
- Проверить износ втулок направляющих штоков в корпусе вращателя. При наличии большой качки выпрессовать изношенные и поставить новые.
- Снять со станка маслобак, слить масло. Промыть бак чистым маслом и поставить его на место. Профильтровать масло и залить в бак до уровня на 5—10 мм выше уровня перегородки.
- Снять крышки со смотровых люков и проверить состояние шестерен, зубчатых муфт, шлицов и подшипников в коробке скоростей и вращателе. Проверить износ сухарей и вилок переключения. Заменить сработавшиеся сухари новыми. Проверить сцепление шестерен и зубчатых муфт во всех рабочих (фиксируемых) положениях рукоятки переключения скоростей и рукоятки включения вращателя и лебедки. Если в фиксируемых положениях рукоятки свисание одной шестерни относительно другой больше 3 мм или зубчатая муфта при одновременном включении вращателя и лебедки неодинаково сцепляется с полумуфтами вращателя и лебедки, необходимо установить причину, вызвавшую ненормальность, и устранить ее. При необходимости, произвести разборку узла и необходимый ремонт.
- Отсоединить от фрикциона электродвигатель и проверить качку вала фрикциона в подшипниках. При необходимости снять с вала полумуфту, крышку подшипника и осмотреть состояние подшипника в корпусе фрикциона. В случае износа подшипника заменить его новым и установить на место снятые детали.
Проверить износ асбобакелитовых дисков фрикциона промером толщины ведущих дисков и проверкой зазора между торцем муфты выключения фрикциона и рычагами фрикциона при включенном положении фрикциона.
Если в результате износа асбобакелитовых дисков, толщина ведущих дисков стала меньше 8 мм и при этом отмечалась недостаточная тяговая способность (пробуксовка) фрикциона во время работы или зазор между муфтой и рычагами стал меньше 0,5 мм, необходимо произвести разборку фрикциона и заменить изношенные ведущие диски новыми.
Если же во время работы наблюдалась пробуксовка фрикциона, а износ ведущих дисков незначителен, необходимо через смотровой люк в корпусе фрикциона снять рычаги и болты (пальцы) вместе с пружинами.
Отодвинуть ведомый диск в сторону электродвигателя и проверить, все ли заклепки на ведущих дисках утоплены за плоскости диска, и не попало ли на диски масло.
При необходимости снять фрикцион со станка, утопить (зачеканить) выступающие заклепки, снять обмеднение с дисков, промыть чистым бензином или керосином ведомые диски и устранить попадание масла на диски фрикциона.
Во всех случаях снятия фрикциона со станка необходимо:
- заметить положение ступиц ведущих дисков на вале фрикциона с той целью, чтобы при сборке фрикциона установить ступицы в старое положение и тем исключить повторную приработку шлицов;
- проверить состояние шлицов на вале фрикциона и в ступицах ведущих дисков; при обнаружении значительных выработок на шлицах произвести выравнивание плоскостей шлицов;
- проверить герметичность уплотнительного кольца в крышке подшипника и в случае пропуска масла принять необходимые меры;
- проверить состояние подшипника в утолщенной части вала фрикциона; при необходимости промыть подшипник и заложить новую смазку;
- очистить корпус фрикциона от грязи.
Оборку фрикциона и установку его на месте произвести в соответствии с указаниями по сборке
5. Осмотр состояния шестерен и подшипников лебедки по истечении трех месяцев работы станка производить только в тех случаях, когда во время работы станка были замечены какие-либо ненормальности в работе лебедки.
При необходимости производится разборка лебедки в соответствии с указаниями по разборке.