Технические характеристики вертлюгов
Вертлюг является соединительным звеном между талевой системой и внутрискважинным инструментом. Он подвешивается на подъемный крюк и обеспечивает вращение инструмента и подачу промывочной жидкости через шланговое соединение в колонну труб к забою скважины. При подземном ремонте используют промывочные (ВП) (рис. 9.9) и эксплуатационные вертлюги (ВЭ) (рис. 9.10).
Вертлюги промывочные
Песчаные пробки в добывающих скважинах промывают нефтью или водой посредством промывочных вертлюгов. Наиболее широкое применение получили вертлюги типов ВП50х160 и ВП80х200.
Вертлюг типа ВП (рис. 9.9) состоит из ствола 2 и корпуса с отводом 6 под промывочный шланг. В корпусе вертлюга установлены два радиальных шарикоподшипника 4, обеспечивающие свободное вращение ствола.
Внутреннюю полость корпуса в верхней и нижней частях герметизируют от проникновения промывочной жидкости самоуплотняющимися манжетами 5, а от пыли и грязи - войлочными уплотнениями 3. Промывочные трубы подсоединяют к нижнему концу ствола.
Трубный элеватор закрепляют на стволе под колпаком 1, навинченным на верхнюю часть ствола. Масса присоединенной колонны через ствол вертлюга передается на элеватор.
При работе корпус вертлюга испытывает нагрузки только от давления прокачиваемой жидкости и массы промывочного шланга. Соединение промывочного шланга с вертлюгом быстросборное 7.
Промывочный вертлюг не позволяет осуществлять вращение труб,
он предназначен лишь для подачи промывочной жидкости в колонну труб.
Рис. 9.9. Вертлюг промывочный:
1 — колпак; 2 — ствол; 3 —
войлочное уплотнение; 4 - опора ствола; 5 -манжета; 6 - корпус с отводом; 7 -
быстросборное соединение.
Вертлюги эксплуатационные
Вертлюг эксплуатационный (рис. 9.510) состоит из неподвижной и вращающейся частей. Неподвижную часть составляют корпус, крышка, серьга и отвод буровой трубы. К вращающейся части вертлюга относится ствол, установленный на трех подшипниках, которые обеспечивают надежное центрирование его относительно корпуса и восприятие осевой и радиальной нагрузок, возникающих при работе. В качестве основной средней опоры применен упорный шариковый подшипник. Верхний подшипник роликовый конический, нижний - подшипник скольжения.
Корпус вертлюга - стальная отливка обтекаемой формы, шарнирно соединенная с серьгой. Корпус сверху закрыт крышкой, выполненной заодно с отводом. Крышку крепят к корпусу болтами.
Вертлюг ВЭ-50 и ВЭ-80 (табл. 9.7) состоит из неподвижной и вращающейся частей. В неподвижную часть входит корпус, крышка, серьга и отвод трубы. Вращающаяся часть - ствол, установленный на трех подшипниках для восприятия осевой и радиальной нагрузок, возникающих при работе. Соединение промывочного шланга с вертлюгом быстросборное.
Таблица 9.7 Техническая характеристика вертлюга
Показатель | ВЭ-50 | ВЭ-80 |
Максимальная нагрузка на ствол, кН | 500 | 800 |
Диаметр проходного отверстия, мм | 60 | 75 |
Максимальное давление жидкости, МПа | 16 | 20 |
Присоединительная резьба под НКТ (ГОСТ 633-80), мм | 73 | 114 |
Рис. 9.10. Вертлюг эксплуатационный ВЭ-50:
1 -
серьга; 2 - отвод; 3 - грязное манжетное уплотнение; 4, 8 - верхняя и нижняя
опоры; 5 - быстросборное соединение; 6 - основная опора; 7 - корпус; 9 -
ствол.