Особенности вытора запорной арматуры
Выбор запорной арматуры выполняется в зависимости от конкретных условий и технологического процесса, свойств перекачиваемой среды, характера работы арматуры, вида нагрузок, температурного режима. Большую роль играют габариты и масса запорной арматуры, вид привода для срабатывания и быстрота срабатывания. Одним из основных свойств арматуры является ее герметичность. Наиболее герметичны вентили и шаровые краны с плавающей пробкой, в которых для уплотнения используется усилие от давления перекачиваемой среды.
На трубопроводах диаметром более 300 мм рекомендуется применять задвижки, в том числе и с контактной поверхностью, покрытой пластмассой или специальной резиной, а также шаровые краны со смазкой либо с неметаллическим уплотнением.
При малых рабочих давлениях (до 0,6 МПа) и больших проходах арматуры наиболее экономичны дисковые затворы с резиновым уплотнением там, где требуется абсолютная герметичность. Для жидкостей с механическими примесями применяется запорные устройства, которые обеспечивают надёжное и плотное перекрытие потока, например, шаровые краны с пластмассовыми седлами или двухдисковые задвижки с принудительной очисткой уплотнений при закрывании.
Если перекачиваемая среда может застывать или из нее выпадает осадок, то применять вентили и задвижки не рекомендуется, так как в корпусах этой запорной арматуры имеются застойные зоны, где могут скапливаться отложения или замерзать перекачиваемая жидкость, а это будет затруднять перемещение запорного элемента. В этом случае целесообразно применять конические или шаровые краны.
Арматура трубопроводов светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и т. д.) должна отвечать требованиям по герметичности, как и для газообразных сред. Из газов наибольшую герметичность требуют водород и гелий.
Для высоковязких нефтепродуктов желательно применять арматуру с обогревом, т. е. корпуса арматуры должны иметь или рубашки для теплоносителя, или электроподогрев.
Особые требования предъявляются к арматуре для трубопроводов сжиженного газа. Сжиженный газ хорошо растворяет масла и смазки, а сам не является смазкой. Он разрушает резиновые уплотнения, поэтому в арматуре для сжиженных газов необходимо применять специальные пластмассы. Достаточно широко применяются на трубопроводах сжиженного газа шаровые краны с пластмассовым уплотнением. В среде сжиженных газов хорошо работают фторопласт, нейлон, полиэтилен.
Важное значение при выборе арматуры имеет характер ее работы - или постоянно открытое (закрывание только на период ремонта или в аварийных ситуациях), или с частым срабатыванием (станционные). В первом случае предпочтительно применять краны, во втором лучше работают вентили, потому что у задвижек будет большой износ уплотнений при частом открытии и закрытии.
При перекачках с резкими колебаниями давления, вызывающими ударные волны, применять чугунную арматуру не рекомендуется из-за хрупкости чугуна. При наличии вибрации лучше применять арматуру с резиновым уплотнением, т. к. резина "гасит" колебания.
При необходимости дросселирования потока лучше всего применять шиберные задвижки или краны. Клиновые задвижки применять не рекомендуется, так как они создают дополнительную вибрацию потока - разрушаются сами и разрушают присоединенное оборудование.
Запорную арматуру с уплотнением из фторопласта можно эксплуатировать в интервале температур от минус 200 до 260 °С. При низких температурах эксплуатации корпус запорной арматуры изготавливается из латуни или никелевых сплавов.
Стоимость арматуры зависит от её массы, условного диаметра, рабочего давления, типа привода, материала, перекачиваемой среды, требуемой степени герметичности, материала корпуса и деталей, надежности, долговечности и других факторов. Наиболее дешевыми являются дисковые затворы.