Характеристика двигателей типа 2ТУ240КД
Унифицированные модульные турбинно-винтовые двигатели типа 2ТУ240КД с улучшенными энергетическими характеристиками, увеличенной в 1,5 раза наработкой на отказ и уменьшенной удельной металлоемкостью являются новой концепцией конструкцией и предназначены для бурения вертикальных и наклонно направленных скважин различного назначения с использованием шарошечных и безопорных долот различных типов и серий диаметрами от 269,9 до 393,7 мм, обеспечивающих технологически необходимый зазор между корпусом двигателя и стенками скважин в конкретных горно-геологических условиях разрезов месторождений.
Двигатель типа 2ТУ240КД состоит из трех унифицированных секций-модулей, имеющих стандартные присоединительные размеры, взаимозаменяемых с серийными турбобурами.
Нижняя секция двигателя представляет собой односекционный турбобур типа ТУ240К.
Средняя секция двигателя конструктивно выполняется аналогично серийной турбине с той лишь разницей, что в ней установлено 120 ступеней турбины пониженной высоты по оси типа 37/11-240ТЛ, которая при необходимости может быть заменена на серийную турбину с соответствующим уменьшением числа ступеней и, как следствие, ухудшением характеристики двигателя.
Новые турбины пониженной высоты изготавливаются либо методом точного литья по выплавляемым моделям — турбина типа 37/11-240ТЛ, либо полукокильным методом — литьем в земляные формы — турбина типа 37/11-240 ТВШ.
Верхняя секция двигателя является активным тормозным модулем, содержащим в одном корпусе турбинную часть и рабочие органы винтового забойного двигателя, соединяющиеся с помощью съемного торсиона. Отличительной особенностью тормозного модуля является его полная взаимозаменяемость с серийной секцией, не вносящая никаких дополнительных затруднений при ее монтаже в условиях буровой на строящейся скважине. Верхняя секция так же, как и средняя и нижняя секции, оснащается турбиной пониженной высоты, взаимозаменяемой с серийной турбиной любого типа.
Все турбинные секции и тормозной модуль содержат радиальные опоры повышенной долговечности (упрочненные втулки).
В двигателе предусмотрены унификация турбинных секций (с возможностью замены
их непосредственно на буровой) и опорных узлов, а также узлы для установки
опорно-центрирующих элементов на его корпусе.
Основные параметры двигателей типа 2ТУ240КД
Основные параметры и энергетические характеристики унифицированных модульных турбинно-винтовых двигателей типа 2ТУ240КД при различных расходах воды приведены в табл. 3.38.