Анализ аварийности
При геологоразведочных работах все еще высок процент времени, затрачиваемый на ликвидацию различного вида аварий, возникающих в процессе бурения: так, по данным оценки технико-экономических показателей колонкового бурения, проведенной ВИТРом, общее время непроизводительных затрат на ликвидацию аварий по геологоразведочной отрасли составляет 4,5%.
Распределение аварий при бурении
Анализ распределения общего числа аварий при геологоразведочном бурении по отдельным видам показывает, что на долю обрывов бурового снаряда и прихватов колонкового набора приходится 70,8% всех аварий.
Затраты времени на ликвидацию аварий, связанных с обрывами бурового снаряда и породоразрушающего инструмента
В табл. 12.1 приведены данные по затратам времени на ликвидацию обрывов бурового инструмента при бурении глубоких скважин в производственных предприятиях, имеющих большой опыт бурения таких скважин. Анализ этих данных показывает, что основной объем обрывов бурового снаряда приходится на долю обрывов бурильной колонны (60-90%).
Затраты времени на ликвидацию обрывов в зависимости от глубины скважины
Для практических целей наибольший интерес представляют затраты времени на ликвидацию обрывов в зависимости от глубины скважины - табл. 12.2.
Расчетные затраты времени на ликвидацию 1-го обрыва бурильных труб в зависимости от глубины скважины
Расчетные аппроксимированные значения затрат времени на ликвидацию 1-го обрыва бурильных труб в зависимости от глубины скважины приведены в табл. 12.3.
Анализ фактических затрат времени на ликвидацию аварий
Таким образом, анализ фактических затрат времени на ликвидацию аварий при бурении глубоких скважин на примерах работы ряда предприятий показал следующее.
Причины обрывов бурового снаряда
Анализ причин обрывов бурового снаряда показывает, что все их многообразие сводится к следующим группам:
а) геологические: повышенная кавернозность стенок скважины; прилипание бурового инструмента, вывалы породы;
б) технические: применение изношенного бурового инструмента; низкое качество изготовления резьбовых соединений;
в) технологические: превышение предельных крутящих моментов; повышенное искривление скважины; потери промывочной жидкости;
г) организационные: неудовлетворительное материально-техническое снабжение; недостаточный контроль за состоянием бурового инструмента.
Влияние перечисленных причин существенно сказывается на уровне аварийности, особенно при бурении глубоких интервалов скважин, поэтому мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий являются существенно важными для обеспечения максимальной производительности бурения.