Конструкция клиновой задвижки с выдвижным шпинделем
В трубопроводных системах, транспортирующих коррозионные и агрессивные среды, задвижки используются ограниченно в связи с тем, что при коррозионной или агрессивной среде размещать в ней резьбовой узел нецелесообразно, поэтому задвижки с невыдвижным шпинделем неприменимы, а в задвижках с выдвижным шпинделем последний совершает большой ход в сальнике, вызывая его усиленный износ и протечку среды; применение же сильфона здесь неосуществимо. В задвижках перемещение клина или дисков вдоль уплотнительных колец корпуса сопряжено с большим трением, что в условиях коррозионной или агрессивной среды приводит к повышенному их износу.
Помимо этого задвижки по своей конструкции требуют корпуса и крышки со значительным объемом полости и с большой поверхностью соприкосновения со средой. Это требует применения большого количества коррозионностойкой стали и сопровождается повышенным расходом ее в связи с коррозией металла. Коррозионные и агрессивные среды, как правило, транспортируются с помощью трубопроводов сравнительно небольших диаметров, на которых обычно устанавливаются вентили. Ниже приведены краткие технические характеристики бронзовых задвижек, используемых в некоторых случаях, и задвижек из коррозионностойкой стали, используемых для коррозионных сред.
Задвижки клиновые с выдвижным шпинделем муфтовые бронзовые на ру = 2,6 МПа (табл. 13.31). Условное обозначение УФ 13004. Предназначаются для воды, пара и слабоагрессивных сред при температуре до 200° С, требующих по своим свойствам применения бронзы. Задвижки могут устанавливаться на трубопроводе в любом рабочем положении. Корпусные детали изготовляются из бронзы, шпиндель — из стали 20X13, в качестве набивки используется пропитанный асбест. Задвижки испытываются на прочность при пробном давлении рпр = 3,8 МПа. При рабочей температуре среды tp = 200° С допускается рабочее давление среды рр = 2 МПа. При испытании на герметичность задвижки должны удовлетворять требованиям 3-го класса герметичности по ГОСТ 9544—75.
Задвижки клиновые на ру = 1,6 МПа с выдвижным шпинделем фланцевые бронзовые (табл. 13.32). Условное обозначение КЗ 11082. Предназначаются для коррозионных сред гидролизных производств при температуре до 200° С. Задвижки могут устанавливаться на трубопроводах в любом рабочем положении. При работе на загрязненных средах задвижки устанавливаются только маховиком вверх. Управление задвижками ручное при помощи маховика. Затвор в виде упругого клина. Присоединяются к трубопроводу при помощи фланцев, присоединительные размеры которых предусмотрены ГОСТ 1234—67. Основные детали изготовляются из следующих материалов: корпус, клин, крышка — из бронзы, шпиндель — из коррозионностойкой стали 10Х17Н13МТЗ, прокладка — из паронита, в качестве набивки сальника используется фторопласт-4. Испытание задвижек на прочность производится при пробном давлении рпр = 2,4 МПа. При. рабочей температуре среды /р = 200° С допускается рабочее давление рр = = 1,3 МПа. При испытании герметичности запорного органа задвижки должны удовлетворять требованиям 3-го класса герметичности по ГОСТ 9544—75.
Задвижки клиновые двухдисковые с выдвижным шпинделем с электроприводом сварные фланцевые из коррозионностойкой стали (табл. 13.33). Условное обозначение 31нж914нж. Предназначаются для иитрозных газов при температуре до 200° С, влажного воздуха с примесью фтористых газов, паров и брызг фосфорной кислоты при температуре до 70° С. Задвижки могут устанавливаться на горизонтальном трубопроводе электроприводом вертикально вверх. При смазывании червячной пары и роликоподшипников густой смазкой и наличии опоры под электропривод допустима установка горизонтально на ребро и плашмя. К трубопроводу присоединяются при помощи фланцев, размеры которых для ру = 0,6 МПа (Dy ≤ 600 мм) и ру = 0,25 МПа (Dy ≥ 800 мм) установлены ГОСТ 1255—67. Задвижки могут изготовляться с патрубками под приварку к трубопроводу. В задвижках предусмотрено верхнее уплотнение, которое при поднятом вверх до отказа затворе обеспечивает разгрузку сальника от давления рабочей среды. Задвижки управляются при помощи электропривода (табл, 13.34).
Таблица 13.31. Габаритные размеры и масса задвижек УФ 13004
|
Dy, мм |
L |
H |
H1 |
H2 |
S |
D0 |
d, дюймы |
Масса, кг |
мм | |||||||||
15 |
60 |
165 |
145 |
15 |
32 |
65 |
½ |
0,8 | |
20 |
75 |
190 |
160 |
20 |
41 |
55 |
¾ |
0,85 | |
25 |
80 |
220 |
190 |
30 |
46 |
100 |
1 |
1,3 | |
32 |
90 |
255 |
215 |
30 |
55 |
100 |
1¼ |
1,9 |
Таблица 13.32. Габаритные размеры и масса задвижек КЗ 11082
|
Dy, мм |
L |
D |
D1 |
D2 |
b |
d |
H |
H1 |
D0 |
n |
Масса, кг |
мм | ||||||||||||
50 |
180 |
160 |
125 |
102 |
17 |
18 |
373 |
313 |
240 |
4 |
28 | |
80 |
210 |
195 |
160 |
138 |
19 |
18 |
487 |
395 |
240 |
4 |
36,8 | |
100 |
230 |
215 |
180 |
158 |
21 |
18 |
560 |
450 |
320 |
8 |
47,7 | |
150 |
280 |
280 |
240 |
212 |
23 |
23 |
750 |
590 |
400 |
8 |
83,2 | |
200 |
330 |
335 |
295 |
268 |
23 |
23 |
750 |
586 |
400 |
12 |
134 |
Таблица 13.33. Габаритные размеры и масса задвижек 31нж914нж
|
Dy, мм |
L |
H |
H1 |
H2 |
l |
l1 |
D0 | ||
мм | ||||||||||
200 |
230 |
1140 |
770 |
170 |
460 |
468 |
240 | |||
250 |
250 |
1220 |
890 |
190 |
460 |
468 |
240 | |||
300 |
270 |
1485 |
1060 |
225 |
495 |
468 |
320 | |||
400 |
310 |
1750 |
1245 |
270 |
495 |
468 |
320 | |||
500 |
350 |
2265 |
1820 |
325 |
570 |
495 |
320 | |||
600 |
390 |
2410 |
182С |
380 |
570 |
495 |
320 | |||
800 |
470 |
3290 |
2520 |
500 |
604 |
462 |
320 | |||
1000 |
550 |
3980 |
2966 |
600 |
604 |
462 |
320 | |||
1200 |
630 |
4670 |
3520 |
690 |
820 |
788 |
400 | |||
Dy, мм |
D |
D1 |
D2 |
b |
h |
d |
n |
Масса, кг | ||
мм | ||||||||||
200 |
315 |
280 |
258 |
19 |
3 |
18 |
8 |
135 | ||
250 |
370 |
335 |
312 |
20 |
3 |
18 |
12 |
160 | ||
300 |
435 |
395 |
365 |
20 |
4 |
23 |
12 |
224 | ||
400 |
535 |
495 |
465 |
24 |
4 |
23 |
16 |
300 | ||
500 |
640 |
600 |
570 |
25 |
4 |
23 |
16 |
518 | ||
600 |
755 |
705 |
670 |
25 |
5 |
27 |
20 |
625 | ||
800 |
975 |
920 |
880 |
21 |
5 |
30 |
24 |
1049 | ||
1000 |
1175 |
1120 |
1080 |
25 |
5 |
30 |
28 |
1765 | ||
1200 |
1375 |
320 |
1280 |
25 |
5 |
30 |
32 |
2180 |