Стойкость опор шарошечных долот всегда являлась основным фактором, определяющим их долговечность. Если износ вооружения долота приводит к падению механической скорости бурения и, в худшем случае, к остановке процесса углубления скважины, то преждевременный износ опоры часто вызывает аварийную ситуацию — оставление шарошек на забое, что, как правило, ведет к большим затратам на ликвидацию аварии, несоизмеримым со стоимостью самого долота.
Если ранее было принято считать, что у нормально отработанного долота степень износа опоры должна соответствовать степени износа вооружения, то требования к надежности опор современных шарошечных долот формулируются так: стойкость опоры долоте всегда должна быть выше стойкости его вооружения
Поэтому постоянные усилия разработчиков и
изготовителей шарошечных долот направлены на конструктивное и технологическое
совершенствование опор с целью повышения их стойкости при обеспечении
максимальной надежности.
Основные схемы опор
Из всего разнообразия схем опор шарошечных долот в современных долотах большинство ведущих фирм-производителей используют, в основном, две.
Замковые устройства
Несмотря на большое разнообразие замковых устройств, разработанных для опор шарошечных долот, по-прежнему, наибольшее применение имеет классическое замковое устройство в виде шарикового подшипника.
Уплотнительные устройства
Пожалуй, наибольшее число изобретений, посвященных совершенствованию опор шарошечных долот, относится к уплотнительным устройствам. Это не удивительно, поскольку именно от надежности работы уплотнительных устройств зависит надежность опоры и долота в целом.