{вход}
animateMainmenucolor

Основные схемы опор шарошечных долот

Основные схемы опор

Из всего разнообразия схем опор шарошечных долот в современных долотах большинство ведущих фирм-производителей используют, в основном, две.

Первая из них — это классическая герметизированная опора на подшипниках скольжения по схеме «скольжение-шарик-скольжение» (с-ш-с), обозначаемая по ГОСТ 20692-75 «АУ», и вторая — герметизированная опора на подшипниках качения по схеме «ролик-шарик-ролик» (р-ш-р), обозначаемая «ВУ». Широко распространенная ранее опора на подшипниках качения и скольжения (р-ш-с), обозначаемая «НУ», практически не применяется в современных долотах, поскольку она не может конкурировать с опорой «АУ» при низкооборотном (роторном) бурении, а с опорой «ВУ» — при высокооборотном (турбинном) бурении.

Рассмотрим более подробно разновидности указанных опор.

Опора долот фирмы Hughes Tool

Впервые долота, имеющие работоспособную герметизированную опору на подшипниках скольжения, представила на рынок фирма Hughes Tool в 1970 г.

Это позволило достичь революционного повышения стойкости долот — до 100 и более часов в условиях роторного бурения. Опора имела большой подшипник скольжения, образованный наплавленной стеллитом поверхностью цапфы и ответной поверхностью шарошки, имеющей пазы, заполненные серебряным припоем. Поверхность упорного торца шарошки имела отверстия, также заполненные серебряным припоем. Малая опора скольжения была аналогична опоре типа «НУ» и имела наплавленную стеллитом по радиальной и торцевой поверхностям цапфу, втулку и одпятник, запрессованные в шарошку. С тех пор применение в Дшипниках скольжения опор долот фирмы Hughes Christensen серосодержащих материалов стало стандартом. Впоследствии на плавка или зачеканка серебряных сплавов были заменены серебряными покрытиями, наносимыми на поверхности шарошки электрохимическим способом; при этом также была исключена малая втулка. В последние годы практически все ведущие фирмы используют серебросодержащие материалы или серебряные покрытия в опора)скольжения.

Опора долот фирмы Hughes Christensen

Описанная опора с некоторыми конструктивными изменениями используется в долотах Hughes Christensen и сегодня (рис. 3.13).

Рис. 3.13. Опора долота серии ATJ фирмы Hughes Christensen 

Опоры типа «АУ» фирм Smith и Reed

Преимущество таких конструкций очевидно — относительная скорость скольжения в опоре снижается в 2 раза, что позволяет увеличить допустимую частоту вращения долота.

На сегодня максимальная частота вращения современных долот с опорами скольжения (типа «АУ»), рекомендуемая фирмами-изготовителями, не превышает 250-280 мин-1, что явно недостаточно для применения их с высокооборотными забойными двигателями.

Современная тенденция снижения затрат на бурение скважин за счет повышения механической скорости бурения вызвала все большее применение высокооборотных забойных двигателей, в том числе турбобуров, частота вращения которых достигает 500 мин-1 и более. Это потребовало разработки новых конструкций высокооборотных долот с герметизированными опорами, поскольку существующие высокооборотные долота с открытыми опорами совершенно не соответствуют современным требованиям бурения ввиду очень низкой стойкости.

Опора на подшипниках качения современных долот, как правило, имеет большой роликовый подшипник, «утопленный» в шарошку (рис. 3.14). За счет этого увеличивается его диаметр и несущая способность, а отсутствие буртов на цапфе, имевших тенденцию к износу и разрушению с последующим перекосом и заклиниванием роликов, повышает надежность опоры. Осевую нагрузку в таких опорах обычно воспринимает упорный подшипник скольжения (упорный бурт, рис. 3.16), в котором может устанавливаться плавающая шайба (рис. 3.15).

Рис. 3.14. Конструкции опор типа «АУ» фирм Smith (а) и Reed (б)

Рис. 3.15. Опора долота серии ATX фирмы Hughes Christensen

Рис. 3.16. Опора долота серии ETS фирмы Reed Tool

Бомбинированные ролики

Уплотнения таких опор выполняются преимущественно радиальными в виде резиновых колец круглого или прямоугольного сечения, хотя, например, фирма Hughes Christensen в своих долотах Р и МАХ применяет более надежные торцовые металлические уплотнения.

Характерной  особенностью  подшипников  современных является повсеместное применение роликов с модифицирован контактом (бомбинированных) (рис. 3.17).

Это позволяет значительно снизить краевую концентрацию и напряжений, характерную для цилиндрических роликов, приводящую их преждевременному износу и разрушению.
 

Рис. 3.17. Ролики: а - стандартный; б - с модифицированным контактом

термины:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Буровые установки (агрегаты, станки) шпиндельного типа

Глубина бурения, м
100 м
300 м
500 м
800 м
2000 м

Буровые установки с подвижным вращателем

Глубина бурения, м
до 15 м.
до 25-50 м.
до 100 м.
до 300 м.
до500 м.
до1000 м.
до2000 м.

Буровые установки роторного типа для бурения скважин

Глубина бурения, м
до 25-50 м.
до 200 м.
600-800 м.
Глубина бурения 2000-3000 м.

Самоходные буровые установки для бурения скважин

Установка самоходная подъемная Азинмаш-37А1
Установка для устройства буронабивных свай СО-2
Агрегат для заглубления винтовых анкеров АЗА-3
Cамоходный буровой агрегат БА 15.06, 1БА15н.01, 1БА 15к.01
УРБ-3А3.13 самоходные и передвижные буровые установки
БА-63АВ Буровой агрегат на шасси TRUCK-Z
БТС-150 станок буровой тракторный
Установка бурильно-крановая гидрофицированная типа УБКГ-ТА

Буровые установки и оборудование для глубокого бурения

Глубина бурения, м
Глубина бурениядо 3200м
Глубина бурения до 4000 м
Глубина бурения до 5000м
Глубина бурения 6000- 8000 м