Схема работы гидросистемы при подъеме шпинделя
Подъем шпинделя применяется для отрыва бурового снаряда от забоя, взвешивания бурового снаряда, работы цилиндрами вращателя как домкратом и для расхаживания бурового снаряда. При выполнении указанных операций гидросистема работает по схеме рис. 22 (рукоятка прибора гидроуправления установлена в крайнем левом положении).
Рис. 22. Схема работы гидросистемы при подъеме шпинделя: 1 — маслонасос; 2 — маслобак; 3 — цилиндр перемещения станка; 4 — клапанная коробка: 5 — рукоятка прибора гидроуправления; 6 — прибор гидроуправления; 7 — золотник; 8 — дроссель; 9 — предохранительный клапан; 10 — рукоятка включения цилиндра перемещения станка; 11 — золотник цилиндра перемещения стайка; 12 — цилиндры вращателя; 13 — ручной маслонасос; 14 — указатель давления на забой; 15 — манометр.
Маслонасос засасывает масло из бака по всасывающей трубке и подает его через клапанную коробку в прибор гидроуправления по нагнетательной трубке. В приборе по соответствующим каналам масло расходится по трем направлениям —к золотнику, дросселю и предохранительному клапану. При нормальном давлении клапан закрыт и масло через клапан не протекает.
В крайнем левом положении рукоятки нагнетательный канал золотника соединяется с каналом в корпусе прибора, от которого идет трубка в нижние полости цилиндров вращателя. Масло по этим каналам в приборе и по трубке поступает в нижние полости цилиндров. Верхние полости цилиндров вращателя в этот момент соединены со сливным каналом в золотнике и через канал в корпусе прибора — со сливной трубкой, ведущей к баку.
Количество масла, поступающего к дросселю, зависит от степени его открытия.
Если полностью закрыть дроссель, то все масло, подаваемое маслонасосом, будет поступать в нижние полости цилиндров вращателя, поршни цилиндров (шпиндель) будут подниматься вверх с наибольшей скоростью, так как скорость поршней зависит только от скорости заполнения цилиндров маслом.
Масло, вытесняемое из верхних полостей цилиндров вращателя, будет уходить через золотник в бак. Если дроссель будет открыт частично, то часть масла будет уходить через дроссель в бак, а остальная часть масла будет поступать в цилиндры вращателя и поэтому скорость подъема шпинделя будет замедленной.
Давление масла в гидросистеме зависит от величины нагрузки на шпиндель. Чем больше будет нагружен шпиндель, тем больше должно быть давление масла, необходимое для подъема шпинделя.
При бурении цилиндр перемещения бурового станка ЗИФ-1200А должен быть отключен от рабочей части гидросистемы, для этого рукоятка 10 золотника цилиндра перемещения станка устанавливается в наклонное (под 45°) положение, как показано на рис. 22.