Устройство прибора гидроуправления бурового станка ЗИФ 1200А
Управление работой гидросистемы осуществляется прибором гидроуправления (рис. 29). Все переключения прибора гидроуправления производятся рукояткой 1 золотника 3 и маховичком 13 дросселя. Рукояткой переключаются полости цилиндров вращателя, маховичком регулируется давление масла в гидросистеме и скорость перемещения шпинделя и станка.
Рукоятка имеет четыре рабочих положения в пределах угла поворота рукоятки 180°. Маховичок вращается от упора до упора.
Рис. 29. Прибор гидроуправления: 1 — рукоятка; 2 — гайка колпачковая; 3 — золотник; 4 — игла дросселя; 5 — корпус прибора; 6 — крышка; 7 — сальниковая набивка; 8 — поджимная гайка; 9 — фиксатор; 10 — пружина фиксатора; 11 — пружина золотника; 12 — диафрагма; 13 — маховичок дросселя; 14 — распорная втулка; 15 — поджимная гайка; 16 — воротник; 17 — колць; 18 — кплотнительная прокладка; 19 — корпус предохранительного клапана; 20 — клапан; 21 — пружина предохранительного клапан; 22 — колпачок; 23 — шарик; 24 — кольцо; 25 — прокладка; 26 — паронитовая прокладка.
Золотник, дроссель и предохранительный клапан соединены между собой каналами в корпусе прибора. С задней стороны корпуса прибора имеется сливная камера для слива масла от дросселя и предохранительного клапана.
Золотник помещен в глухом отверстии корпуса прибора. Снаружи это отверстие закрыто крышкой 6. Через крышку пропущен тонкий конец золотника для крепления на нем рукоятки. Выход тонкого конца золотника уплотнен сальниковой набивкой 7, поджимаемой гайкой 8.
Золотник 3 (стальной цилиндр диаметром 65 мм и длиной 80 мм) производит распределение масла, подаваемого маслонасосом, в полости цилиндров вращателя и отводит масло на слив в бак из противоположных полостей цилиндров.
Соответственно четырем рабочим положениям золотника, в корпусе прибора имеется четыре лунки, в которые входит сферическая поверхность фиксатора 9 с поджимной пружиной 10. Сферическая поверхность фиксатора удерживает золотник от произвольного проворота в рабочем положении. В крайних положениях золотник удерживается от произвольного проворота цилиндрической поверхностью фиксатора. От осевого смещения золотник удерживается пружиной 11.
Уплотнение между сливными и нагнетательными отверстиями корпуса прибора и золотника достигается соответствующей подгонкой сопряжения золотника с корпусом.
Дроссель расположен в левом нижнем углу корпуса прибора; с его помощью производится регулировка давления масла в гидросистеме. Дроссель состоит из следующих деталей: диафрагмы 12, иглы 4 с маховичком 13, распорной втулки уплотнения 14 и поджимной гайки 15.
Диафрагма представляет собой каленое кольцо с центральным отверстием, перекрываемым конусом иглы при вращении маховичка по часовой стрелке. Пространство между втулкой и поджимной гайкой уплотнено кожаными или резиновыми воротниками 16 и металлическими кольцами 17, поджатыми гайкой 15. На некоторых станках в приборах гидроуправления вместо воротников применена обычная сальниковая набивка.
При затяжке гайки 15 диафрагма 12 поджимается к уплотнительной прокладке 18. Через распорную втулку 14 проходит масло от маслонасоса к золотнику 3 и предохранительному клапану. При повороте маховичка игла перемещается вдоль своей оси по резьбе гайки 15 и увеличивает или уменьшает перекрытие отверстия в диафрагме. По другую сторону диафрагмы находится сливная камера прибора, которая наклонным каналом в корпусе соединена со сливной трубкой от прибора.
В нижнем левом углу корпуса прибора помещен предохранительный клапан, служащий для предохранения гидросистемы от перегрузки давлением масла. Клапан срабатывает (открывается) при возрастании давления масла в гидросистеме до 45÷46 кг/см2.
В корпусе клапана 19, впрессованном в корпус прибора, помещен клапан 20 с пружиной 21. На резьбовую часть корпуса клапана навернут колпак 22, закрывающий клапан снаружи. Для предохранения пружины от скручивания, при навинчивании колпака между пружиной и колпаком помещен шарик 23.
После испытания клапан пломбируется. Срывать пломбу и открывать клапан на буровой запрещается. В закрытом положении клапана пружина 21 прижимает клапан 20 к седлу корпуса 19, перекрывая отверстие в седле.
Полость клапана всегда соединена каналом с нагнетательной магистралью прибора, поэтому давление масла в полости клапана будет такое же, как и в нагнетательной магистрали. Масло в полости клапана будет давить как на дно цилиндрической части клапана, так и на поверхность клапана, но диаметр цилиндрической части клапана несколько больше диаметра самого клапана, поэтому усилие, отжимающее клапан от седла, будет больше, чем усилие, прижимающее клапан к седлу.
Эту разницу в усилиях компенсирует пружина 21, которая при испытании клапана поджимается колпаком 22 в такой степени, чтобы клапан не отжимался давлением масла от седла при давлениях в гидросистеме меньше 45—46 кг/см2.