Указания по разборке и сборке станка ЗИФ-1200А
Разборка станка ЗИФ-1200А может быть как полной, так и частичной. Полная разборка производится при капитальном или планово-предупредительном ремонте в условиях ремонтных мастерских геологоразведочных партий; частичная разборка производится при устранении неполадок во время работы станка непосредственно на буровой.
Полная разборка бурового станка осуществляется первоначально по узлам, а затем на отдельные сборки и детали. При частичной разборке разбирается только тот узел или часть узла, которая нуждается в просмотре и соответствующем ремонте.
При частичной разборке надо по возможности избегать снимать узлы со станка, если это не вызывается необходимостью, и подвергать разборке как можно меньшее количество деталей, так как излишняя разборка в полевых условиях при недостаточном опыте буровой бригады в слесарно-сборочных работах может привести к дополнительным ненормальностям в работе станка.
В каждом случае полной или частичной разборки станка следует осматривать все вскрытые детали и узлы, определять износ деталей, состояние шлицевых соединений, качку валов в подшипниках, люфты в сопрягаемых деталях, состояние уплотнений, достаточность смазки и ее загрязненность, затяжку и стопорение крепежных болтов и гаек и при необходимости принимать соответствующие меры.
Разборка станка производится инструментом, входящим в комплект ЗИП агрегата. Кроме того, необходимо иметь свинцовую кувалду весом 8—10 кг и таль или роликовый блок грузоподъемностью не менее 1 г. При работе стальной кувалдой, вместо свинцовой, надо каждый раз защищать деталь от наклепа путем накладки на место удара специальной выколотки или же прокладки из мягкого металла (свинец, красная медь).
Разборка и сборка станка должны производиться опытными слесарями-сборщиками, хорошо знающими конструкцию станка и все особенности сборки и разборки, от которых зависит сохранность деталей от порчи и поломок, а также нормальная бесперебойная работа собранного станка. Разборка и сборка производится по чертежам завода-изготовителя или по чертежам руководства к станку, поставляемого вместе со станком.
При сборке и разборке станка необходимо знать и выполнять следующие основные требования и рекомендации:Категорически запрещается наносить сильные удары по литым чугунным деталям. При посадке подшипников на вал и съемке (сбивании) их с вала удары должны наноситься по внутреннему кольцу подшипника, а при установке подшипников в корпус, с посадкой по наружному кольцу и при выбивании из корпуса удары должны наноситься по наружному кольцу подшипника. В корпусах с глухими расточками для подшипников имеется по два сверленых отверстия под выколотку, для удобства выбивания подшипников из корпусов.
В некоторых случаях, съем отдельных деталей (подшипников, муфт и.т. п.) с валов рекомендуется производить путем ударов торцем вала о деревянную подставку. Под действием инерции деталь легко и без перекосов сползает с вала вниз. Все круглые гайки застопорены от самоотвинчивания специальными стопорными шайбами с усиками. Перед отвинчиванием круглых гаек сначала необходимо отогнуть усик стопорной шайбы из шлица гайки, а при установке гаек на вал следить за тем, чтобы стопорные шайбы имели исправный внутренний усик и чтобы при затяжке гаек он не был срезан. Категорически запрещается оставлять незастопоренными круглые гайки.
На гайках с левой резьбой по наружным выступающим ребрам протачивается неглубокая канавка, а на болтах и тягах на торце резьбового конца делается диаметральная канавка для того, чтобы их легко можно было отличить от гаек и болтов с правой резьбой. Крепежные болты на всех крышках подшипников и на концевых шайбах валов, наблюдение за креплением которых затруднено, должны быть обвязаны проволокой с целью предохранения их от самоотвинчивания.
При полной разборке узлов станка не рекомендуется снимать (выпрессовывать) резиновые манжетные уплотнения из крышек и корпусов, если они исправны и пригодны длядальнейшей работы. Все резиновые манжетные уплотнения по наружному диаметру установлены в корпуса и крышки на прессовой посадке. Для предохранения от выпадения из своих гнезд в полости подшипников или наружу, все резиновые манжетные уплотнения закрыты щитками (кольцами) из тонкой листовой стали или вставными пружинными кольцами.
При сборке надо внимательно следить за тем, чтобы все резиновые манжетные уплотнения были надежно закрыты.
Щитки, которые отбуртованы по наружному диаметру, устанавливаются буртом к подшипнику, а плоской частью — к уплотнению. Такие щитки ставятся в тех местах, где подшипники крепятся по наружному кольцу или стягиваются детали, вставленные в расточки корпусов (крышек).
Плоские щитки закрепляются болтами или винтами, а сами болты и винты обвязываются проволокой для предохранения от самоотвинчивания. Оставлять крепежные болты и винты без обвязки проволокой или другого вида стопорения, категорически воспрещается, так как случайно отвернувшийся болт (винт) может попасть в подшипник или шестерню и вызвать поломку деталей.
Необходимо помнить, что у всех, без исключения, валов станка один из двух опорных подшипников вала закрепляется на валу и в корпусе, а второй опорный подшипник крепится только на валу. Подшипник, закрепленный на валу и в корпусе, удерживает вал от осевого перемещения.
При сборке станка (узлов) необходимо смазывать все подшипники и поверхности трения универсальной среднеплавкой смазкой УС-2 (Л) по ГОСТ 1033-51.